Памятник основателям Московского художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко открыли в среду в Москве. Его установили в Камергерском переулке, перед входом в МХТ имени Чехова.
Идея создания памятника принадлежит художественному руководителю-директору МХТ имени Чехова, народному артисту СССР Олегу Табакову.
“Эта идея родилась, когда мы еще только собирались отмечать 150-летие со дня рождения Станиславского. Я посчитал необходимым восстановить историческую справедливость – поставить памятник Станиславскому и сделавшему не меньше Немировичу-Данченко, которому явно было недодано. А ведь они вдвоем основали театр, которого до них в России не было”
– рассказал ранее в интервью корреспонденту ТАСС Олег Табаков.
По словам Народного артиста, идея не смогла бы осуществиться без поддержки правительства Москвы и Совета федерации.
“Теперь в Камергерском переулке можно будет не только посмотреть замечательные спектакли, но и поклониться двум гениальным реформаторам театра, которые внесли огромный вклад не только в театральную жизнь, а также в русскую культуру и литературу. Созданная Станиславским и Немировичем-Данченко школа навсегда вошла в сокровищницу культуры человечества, и мы гордимся, что традиции русского классического театра сегодня продолжаются” –
– отметила председатель СФ Валентина Матвиенко на церемонии открытия.
На торжественной церемонии также присутствовали потомки великих режиссеров – Ольга Алексеева (внучка Константина Станиславского) и Василий Немирович-Данченко (внук Владимира Немировича-Данченко, заведующий музыкальной частью театра).
“Не все знают, что в Москве изначально предполагалось поставить памятник только Станиславскому, но благодаря настоянию и хлопотам Олега Павловича Табакова, справедливость восторжествовала”
– сказал Василий Немирович-Данченко.
Монумент представляет собой двухфигурную композицию со стелой, установленную на постамент. Фигуры основателей Московского художественного театра выполнены с портретным сходством, в костюмах начала ХХ столетия. Внизу стелы располагается доска с латинской надписью: “Homines, leones, aquilae et perdices, cervi cornigeri…” (перевод начала монолога Нины Заречной “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени…” из пьесы Чехова “Чайка”).
Автором монумента – одновременно скульптором и архитектором – стал Алексей Морозов. Над памятником он работал в течение двух лет в Италии. Изготовлена скульптура была там же: статуи отлиты в городе Пьетрасанта, а гранитный постамент создан в Вероне.
“Этот монумент изображает фигуры, уже ставшие мифом. Я могу сказать, что зафиксирован не год, а некое десятилетие, даже больше – примерно с 1898 по 1912 год.
В памятнике отражена не реальная фотография, это переработка огромного количества образов, фотогорафических в первую очередь, потому что те живописные изображения, которые сохранились – они более позднего периода.
Меня всегда удивляло, еще со времен уроков литературы в школе – было принято вывешивать портреты литературных классиков в кабинетах словесности – что мы видели всех наших классиков изображенными эдакими старцами, древними и ветхими людьми, в то время как все их лучшие произведения были созданы в пору зрелости и расцвета.
Здесь пришлось настоять на своем, и Олег Павлович Табаков это сразу принял, сказав: да, действительно, зачем их делать лысыми и дряхлыми, лучше – молодыми и дееспособными, какими они и были на самом деле, когда мы говорим о расцвете художественного театра. Ведь Станиславский был импозантным усачом, в которого влюблялись, высоким и видным, шикарно одетым франтом, таким же, как и Владимир Иванович”
– рассказал Алексей Морозов.
Общая высота памятника – 5,2 метра. Он исполнен в двух материалах: статуи – в бронзе, постамент – в сером финском граните.
“В данном случае у нас вышел небольшой спор с Комитетом охраны архитектурного наследия Департамента культуры города Москвы. Нам, для доказательства своей правоты, пришлось сделать фанерную модель в натуральную величину на металлическом каркасе.
Со времен Щусева настолько педантично к этому процессу никто не подходил – насколько я помню, он таким образом делал фасад Казанского вокзала.
Мне очень сильно помогли мастерские МХТ, ребята все это сделали по моим шаблонам очень ловко. Был выбран выходной день прошлым летом, когда Москва фактически пустая, и все это было выставлено на воздух. Пришли все – и заказчик, и Комитет охраны архитектурного наследия Департамента культуры города Москвы.
Шаблон памятника был многосоставный, мы двигали его, коррелировали, утрясали высоты. В итоге, нашли оптимальную высоту и оптимальное место для расположения памятника, чуть скорректировав, исходя из расположения подземных коммуникаций. Все было сделано по-честному”.
ИТАР-ТАСС, Вести FM, ClassicalMusicNews.Ru