16 декабря 2017 Родиону Щедрину — 85. Накануне дня рождения, 15 декабря, в Московской филармонии стартует цикл концертов, посвященных юбилею композитора.
Его имя давно значится в числе классиков.
Признание пришло еще в студенчестве — Первый фортепианный концерт стал основанием для приема в Союз композиторов СССР, балет «Конек-Горбунок» сразу поставлен на сцене Большого театра.
«Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…»?
— вспоминает маэстро.
Потом последовали оперы и балеты, симфонии, концерты, сочинения для фортепиано, камерные ансамбли.
Лучшие дирижеры, солисты, театры стремятся попасть в орбиту творческого внимания Щедрина. Получить от него сочинение — это и радость, и громадная ответственность. Композитор строг, ясно фиксирует свои намерения в нотах и ждет от исполнителя столь же скрупулезного выполнения авторской воли.
Накануне торжеств Родион Константинович рассказал корреспонденту «Культуры» о программе фестиваля и поделился размышлениями о сути композиторского творчества.
— Что приготовлено слушателям? По слухам, вы сами будете за роялем?
— Первый вечер в Концертном зале имени Чайковского откроет Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева: «Многая лета» — певцы, ударные, колокола, рояль — мощное туттийное звучание.
После я саккомпанирую «Бельканто на русский лад» и «В подражание Альбенису» Мише Майскому. Дальше Михаил Плетнев дирижирует Шестым фортепианным концертом. Он сам выбрал солиста — Дмитрия Шишкина, тут я ему полностью доверяю.
Второе отделение откроют «Москва — Петушки», драматический фрагмент для оркестра, после мы с Плетневым сыграем дуэты для фортепиано в четыре руки. Не все, только два. Все-таки возраст, пальцы уже не те.
Затем «Таня — Катя» — романс в народном стиле для женского голоса и фортепиано. Под занавес Российский национальный оркестр исполнит пьесу «Старинная музыка российских провинциальных цирков».
Идея сделать такой жанровый микст полностью принадлежит Михаилу Васильевичу, он мне сказал:
«Пусть будет как во времена Рубинштейна, Чайковского, Зилоти…»
Medici.tv снимает целиком концерт, трансляция на весь мир.
— В Московской консерватории сейчас прошла научная конференция, и на открытии Камерный хор сенсационно представил оконченный вами 7 декабря 2017 года цикл — две пословицы для хора.
На титульном листе посвящение Александру Соловьеву и его певцам — замечательный подарок. Вы взяли поговорки остросоциального свойства: «Сладок будешь — расклюют, горек будешь — расплюют», «Богу не грешен, перед царем — не виноват».
— Майя Михайловна говорила: «Все философы — дураки. Десять русских народных пословиц — в них заключена вся философия мира и человека». И она права. Я подумаю, может быть, продолжу этот цикл. Много есть еще гениальных изречений…
— Ваш совет исполнителям?
— Еще Шостакович много раз при мне говорил: худший из музыкантов — меццофортист (улыбается). Главное — это контрасты.
Когда Би-би-си снимала фильм о Гергиеве, то меня спросили, какая репетиция с ним самая памятная. Я ответил: «В такси».
А дело было так. В афише Лондонского симфонического оркестра стояла моя «Литовская сага». Гергиев с ЛСО уже играл ее в Литве и был уверен, что оркестранты все помнят. Пришел на генеральную, и выяснилось, что надо восстанавливать все с нуля, времени нет, вечером — выступление.
Мы возвращаемся в гостиницу на такси, и он спрашивает: «Что делать?» Я отвечаю: «Первое, чтобы сочинение было на две с половиной минуты длиннее. А еще — повысь в три раза цену на контрасты».
Он послушал меня, и все прошло с колоссальным успехом. Бах ведь зачастую не ставил в своих сочинениях ни темповых обозначений, ни оттенков. Надо уметь задержать внимание на контрастах, заинтриговать паузами.
— Что бы вы пожелали молодым композиторам?
— Мне кажется, сейчас большинство разобщено, все сидят в своих компьютерах, почти нет общения. В наше время мы постоянно встречались, обсуждали новые сочинения, ходили вместе на концерты. Даже Дмитрий Дмитриевич Шостакович, мэтр, написав новую партитуру, звонил по телефону и приглашал зайти к нему, познакомиться с музыкой, посидеть, поговорить за чашкой чая.
— Как вы считаете, надо ли композитору быть верующим человеком? Влияет ли это на сочинение музыки?
— Вера — вещь интимная, так что от рекомендаций я бы воздержался. Другое дело, что я вышел из религиозной семьи, мой дед был настоятелем в Успенском соборе в Алексине. Я вырос в этой атмосфере. Недавно мне передали подарок от нынешнего настоятеля этого храма отца Геннадия — книгу и икону. Волнительный момент, теперь образ стоит у меня на почетном месте.
— Ваша творческая биография отмечена встречами со многими великими музыкантами.
— Я себя отношу к счастливейшим людям. У меня были прекрасные отношения с Евгением Светлановым, много моих сочинений записал Юрий Темирканов. Геннадий Рождественский — с ним начиналась моя юность — сыграл первым массу моих сочинений, ту же «Кармен-сюиту», «Конька-Горбунка».
Не обошли меня вниманием и западные дирижеры — Леонард Бернстайн, Лорин Маазель, подготовивший пять моих мировых премьер.
–– Знаю, что ваш юбилей друзья начали праздновать, вопреки традиции, заранее. В ноябре в Мюнхене провел авторский концерт Марис Янсонс с оркестром Баварского радио. Вы довольны, как все прошло?
— Встречали триумфально. Вышло наше огромное интервью в Süddeutsche Zeitung. Принимали просто замечательно. Грешно жаловаться. Поменять бы, конечно, цифры — не 85, а 58 — мне было бы много легче. Но уж как есть…
— Где встречаете Новый год?
— В Петербурге. Там будут продолжаться мои авторские концерты: в Мариинском театре покажут оперу «Рождественская сказка», пройдет марафон, где Денис Мацуев сыграет четыре моих фортепианных концерта, в Большом зале филармонии выступит Юрий Темирканов. Все идет прекрасно, главное — только бы сил хватило.