Третьего июля в семь вечера во дворе государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина состоялась встреча с Николаем Цискаридзе, народным артистом РФ, экс-премьером Большого театра.
В рассылке «Эха Москвы» было указано – в музейном дворе пройдет пресс-конференция. Тема заявлена не была. Зайдя на сайт музея, я нашла новый повод – Николай Максимович решил придти на встречу со зрителями.
Мероприятие так и называлось «У нас в гостях Николай Цискаридзе». Цена билета – 350 рублей. Их продажа была начата с 12 часов 25 июня.
Предполагалось, что народу будет человек двести. На этот «объем» устроители вечера аккуратно расставили садовые скамейки. Но через четверть часа выяснилось – их количества категорически не хватает. Спешно принесли все стулья из музея. Журналисты разместились вольно – фотографы на траве.
Остальные довольствовались свободным пространством, которое было невелико. К семи вечера зеленый двор переполняла публика – собралось тысячи полторы человек.
Цискаридзе появился минута в минуту – высокий, красивый. Одежда – строгая классика: белые джинсы, рубашка поло, мокасины.
Начальник отдела по связям с общественностью Бахрушинского музея Борис Тарасов сказал, что танцовщик согласился поговорить с поклонниками о творчестве и искусстве, если не будет подниматься тема Большого театра. И два часа Николай Цискаридзе разговаривал. Нет, это был не монолог – диалог со своими зрителями, журналистами. Включаю диктофон.
– Никаких сенсаций, заявлений, разоблачений. Меня попросили встретиться с людьми, которые любят Николая Цискаридзе – я согласился. Господа журналисты, будьте корректны. Я не собираюсь никого разоблачать. Да и обижаться мне не на кого.
– На днях вы получили награду, став народным артистом Северной Осетии.
– Действительно, за большой вклад в искусство. Я не ожидал такого ажиотажа к своей персоне. Ведь Северная Осетия не моя Родина. Грузия – через горы Кавказа.
– Как вам удалось стать умным человеком?
– Чтобы хорошо танцевать – надо уделять много времени занятиям. На чтение тоже нужно время. И тут все начинается с дома. У меня были хорошие родители. Когда я был совсем маленьким – они читали мне умные книжки. Потом мама стала заставлять читать меня самостоятельно. Но я читать не любил. Предпочитал слушать пластинки и слушать, как читает няня. Но с мамой было спорить сложно. Легче – прочесть книгу, чем препираться.
А когда я попал в тбилисское хореографическое училище – там обнаружил потрясающую фамильную библиотеку, видимо, кого-то из раскулаченных. Были даже антикварные книги, связанные с балетом.
Потом подобные книги я стал потихоньку покупать, как только появились деньги. Худякова, Плещеева я начинал читать тогда же. А когда попал в Московское хореографическое училище – читал на переменах, во время обеда. Сейчас таких ребят дразнят «ботанами». А тогда – «фанатами». Меня все дразнили, а мне было наплевать.
Когда стал работать в Большом театре, то много читал в метро. Теперь читаю меньше: потому что в метро не езжу.
– Как сочетать работу с чтением?
– Это очень просто: если хотите – прочтете.
– Вы говорили, что Большой театр построен на месте чумного кладбища.
– Правда. Как показывают последние события, место там очень чумное. И, как всем известно, на подобных местах есть призраки. И мы с вами даже знаем их фамилии.
– Знаете ли вы какие-то легенды, связанные с Большим театром? Испытывали ли вы мистическое влияние во время работы?
– Действительно, когда в девяностых годах стали строить маленькое здание (чуть левее Большого театра) раскрыли всю площадь и нашли чумные захоронения. А рядом стоял храм.
Я с духами не встречался. Однако многие из нас читали мемуары и знают, что все не так просто в этом заведении. В общем, как и положено каждому культурному учреждению, там сосредоточено много талантов и большое количество нечисти.
Но сейчас в новом здании Большого театра этого нет, а вот в старом – чувствовалось. Знаете, где круг зрительного зала соединяется со сценой – вот там было очень хорошо. И каждый раз, когда у меня было достаточно грустное настроение – я приходил в пустой зрительный зал, и мне становилось лучше. Теперь в Большом театре все другое. Включая ауру.
– Ваше мнение о современных балетных школах.
– Система балетного образования сильно изменилась за последние 20 лет. Перестали преподавать фортепиано, что сильно ударило по музыкальной образованности артистов. Сократили время обучения: нас учили 8 лет, теперь – 3 года.
Ко мне на класс ходила артистка, работавшая в Большом театре. Она танцует только характерные роли. И ей мой классический урок не очень и нужен. Потому что основы балетного танца поставлены безупречно педагогами, учившимися в советское время.
А сегодня это отсутствует. Вы сами это могли видеть на конкурсах балета. Современные балетные артисты танцуют «мимо музыки». Для меня это неприемлемо. Раньше за многие погрешности, могли снять сразу с первого тура, теперь таких танцоров даже награждают. Для меня это очень странно.
Но во многом в этом виноват тот, кто руководит. Теперь не важно: каковы твои успехи. Если ты закончил хореографическое училище – пристроишься в какую- нибудь труппу. И еще – у нас сейчас модно о физических недостатках говорить, что это – гламурно, звездно. Раньше это запрещалось.
– Что будет с вашей ученицей Анжелиной Воронцовой?
– Она получила приглашение от Михайловского театра. А вообще она девушка взрослая – 21 год. Если б жила в США – могла б употреблять спиртное.
– Как вы себя чувствуете после увольнения из Большого театра?
– Ощущения шикарные. Я был абсолютно к этому готов, я знал, что так будет. Но я не знал, что из этого сделают такой вселенский скандал. Мало того, когда я получил уведомление, я никому об этом не сказал. Я не знаю, зачем был нужен скандал Большому театру. Понятно, что им хотелось отвлечь внимание от «Князя Игоря», премьера которого была в тот вечер. Но я тут ни при чем.
– Какие ваши дальнейшие действия?
– Я целых два дня в отпуске. Не считайте меня жертвой. Или пострадавшим. Я прекрасно знал, на что я иду. С кем имею дело. Смотреть на все это безобразие мне не хочется. И участвовать в этом не хочется.
– Есть ли люди, которым вы с удовольствием пожали бы руку?
– Я уверен, что это будет не Михаил Швыдкой. А вообще ситуация достаточно сложная. Есть категория людей, которые мне говорят «Сам дурак». Я на это улыбаюсь. И вспоминаю Фаину Раневскую. Она сказала: «плыть брасом в унитазе больше не могу». Не могу смотреть, как талантливых людей уничтожают. А на сцену выходят люди с веслами. Пусть теперь сами. Без меня.
– Чем займетесь, когда отдохнете?
– Никаких планов у меня нет. Я ни к кому не обращался. И всех прошу за меня не хлопотать. Я умею разговаривать. Вы в этом убедились.
***
Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец – Максим Николаевич, скрипач. Мать – Ламара Николаевна, учительница. В три года он увидел балет «Жизель». И заявил маме, что станет артистом балета. В 1984 году он поступает в Тбилисское хореографическое училище. Успехи его были таковы, что было очевидно – талантливого мальчика необходимо вести в Москву.
Через 3 года он поступает в Московское академическое хореографическое училище. В 1992 году (по приглашению Григоровича) Николай был принят в труппу Большого театра.
Ангелом-хранителем Цискаридзе считает Галину Сергеевну Уланову, которая научила его «подкладывать» под каждую балетную роль литературный текст. В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на 7 Международном конкурсе артистов балета в Японии. А в 1997 – первую премию и золотую медаль на 8 московском международном конкурсе артистов балета, а кроме того (на том же конкурсе) – персональный приз Питера Вандерслотта – за сохранение традиций классического наследия.
РЕПЕРТУАР
Германн «Пиковая дама»;
Голубая птица «Спящая красавица»;
Граф Альберт «Жизель»;
Граф Вишенка «Чиполлино»;
Джига (“Дон Кихот” Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского);
Дон Хуан (“Любовью за любовь” Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро);
Жан де Бриен (“Раймонда” А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Злая фея Карабос (“Спящая красавица” П. И. Чайковского);
Злой гений (“Лебединое озеро” П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича);
Золотой божок (“Баядерка” Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Золотой раб (“Шехерезада” на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина, реконструкция И. Фокиной, А. Лиепы);
Кавалер де Грие (“Манон” на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана);
Кармен. Соло (на музыку Ж. Бизе, проект “Kings of the Dance”, хореография Р. Пети)
Квазимодо (“Собор Парижской Богоматери” М. Жарра, хореография Р. Пети) – первый исполнитель в Большом театре
“Классическая симфония” (на музыку Первой (“Классической”) симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского)
Классический танцовщик (“Светлый ручей” Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского);
Классическое па де де (на музыку А. Адана, хореография Л. Лавровского в редакции С. Головкиной);
Конрад (“Корсар” А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
Конферансье (“Золотой век” Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича);
Король (“Лебединое озеро”П.И. Чайковского, в редакции В. Васильева) – первый исполнитель;
Лорд Вильсон/Таор (“Дочь фараона” Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа);
Матрос (“Золотой век” Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича);
Меркуцио (“Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича) – впервые танцевал на гастролях;
Меркуцио, Трубадур (“Ромео и Джульетта”, хореография Л. Лавровского);
“Нарцисс” (на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского);
Оберон/Тезей (“Сон в летнюю ночь” на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) – первый исполнитель в Большом театре;
Паганини (“Паганини” на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского);
Па де де из II акта балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского (хореография Р. Нуреева);
Па де де из балета “Корсар” А. Адана (хореография М. Петипа, В. Чабукиани);
Па де де из балета “Фестиваль цветов в Дженцано” Э. Хельстеда(хореография А. Бурнонвиля);
Па де де из балета “Эсмеральда” Ц. Пуни (хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной);
Падший ангел (музыка Дж. Канчелли и С. Барбера, хореография Б. Эйфмана);
Полифем (“Смерть Полифема”, режиссер М. Кранопольская, И. Эпельбаум);
Принц Дезире (“Спящая красавица” П.И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Принц Зигфрид (“Лебединое озеро” П.И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича);
Принц Зигфрид (“Лебединое озеро” П.И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева);
Роза (“Видение розы” на музыку К.М. Вебера, хореография М. Фокина);
“Рубины” (из балета “Драгоценности” на музыку “Каприччио” для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина);
Сверстники Джульетты (“Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича);
Синий Бог (“Синий Бог” на музыку А. Скрябина, хореография У. Иглинга);
Скрипка (Спектакль “Маэстро” на музыку Н. Паганини, С. Рахманинова, постановка А. Лиепы);
Солист вальса (“Лебединое озеро” П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича);
Солист III части (“Symphony in C” (“Симфония до мажор”) на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) – первый исполнитель в Большом театре;
Солист (“In the Middle, Somethat Elevated” на музыку Т. Виллемса, хореография У. Форсайта);
Солор (“Баядерка” Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича);
Солор (“Баядерка” Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Р. Нуреева);
Солор (“Баядерка” Л. Минкуса, хореография М. Петипа (1900 год) в редакции С. Вихарева);
Судьба (Мюзикл “Ромео и Джульетта” Ж. П. Пресгурвика, режиссер и балетмейстер М. Реда);
Таор/Лорд Вильсон (“Дочь фараона” Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа);
Тезей/Оберон (“Сон в летнюю ночь” на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) – первый исполнитель в Большом театре;
“Тотем” для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского (хореография С. Боброва);
Учитель (“Урок” Ж. де ла Рю в постановке Ф. Флиндта);
Ферхад (“Легенда о любви” А. Меликова, хореография Ю. Григоровича);
Франц (“Коппелия” Л. Делиба (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной);
Французская кукла (“Щелкунчик” П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича);
Четверка кавалеров (Гран па из балета “Раймонда” А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Щелкунчик-принц (“Щелкунчик” П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича);
Юноша (“Шопениана” на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина);
Юноша (“Юноша и смерть” на музыку И .С. Баха, хореография Р. Пети).
Ирина Долгополова, “Вечерняя Москва”