Солнечный мальчик Андрис Лиепа – сын легендарного танцовщика «эпохи Григоровича» Мариса Лиепы. И вопрос о выборе профессии для него не стоял: уже в три года Андрис заявил, что будет «папой в Большом театре».
Путь в балет вышел естественным – природа щедро одарила необходимыми для профессии физическими данными. Андрис окончил Московское хореографическое училище.
Младшего Лиепу в Большом театре называли «солнечным мальчиком». Не только за золотые волосы — он был таким юным и обаятельным на сцене. Первые заметные партии – сначала пастушок, потом принц в балете «Щелкунчик». Сам танцовщик гордился тем, что его первой крупной партией в театре стал Сальери, роль потребовала от него полного перевоплощения.
В течение семи лет работы в Большом театре Лиепа станцевал всех главных «балетных принцев» – в «Лебедином озере», «Жизели», «Спящей красавице», «Раймонде».
Первопроходец
Со своей постоянной со времен учебы в балетном училище партнершей Ниной Ананиашвили Андрис стал первым представителем СССР, принявшим участие в престижном Международном конкурсе артистов балета в Джексоне, США. Оба завоевали Гран-при. После этого паре предложили выступить в New York City Ballet в качестве приглашенных солистов.
Лиепа оказался первым советским танцовщиком, официально получившим разрешение на работу в American Ballet Theatre, которую возглавлял Барышников, и труппе Мориса Бежара – до него это удавалось нашим артистам только ценой потери советского гражданства.
Андрис Лиепа оказался и первым в современной истории артистом балета, уехавшим из Москвы в Петербург, а не наоборот. С петербургской труппой он станцевал весь классический репертуар, гастролировал в Париже, Лондоне, Вашингтоне, Токио. Танцевал на сценах театров Ла Скала и Парижской Оперы, работал как приглашенный солист в Римской опере, Шведской опере и других прославленных балетных труппах. Партию Принца Зигфрида Лиепа исполнил в семи разных постановках «Лебединого озера» в разных концах мира.
Наследник Дягилева
Исполнительская карьера была недолгой, ее прервала тяжелая травма, но недаром говорят: талантливый человек талантлив во всем. У Андриса уже был опыт работы в драматическом театре, съемок в кино.
В 1994 году по приглашению Валерия Гергиева Лиепа поставил в Мариинском театре оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Однако не только опера стала местом приложения режиссерского таланта Лиепы. Он ставит программы для звезд эстрады, многие годы устраивает новогодние балы в Гостином Дворе. Но главным делом жизни считает возвращение на сцену репертуара дягилевской антрепризы «Русский балет».
Интерес к эпохе Серебряного века в нем заложил еще отец. Андрис восстановил три балетных шедевра хореографа Михаила Фокина – «Петрушку», «Шехерезаду» и «Жар-птицу». Андрис Лиепа говорит:
«Есть хорошая фраза: «Я нахожусь в таком возрасте и в таком положении, когда могу себе позволить не делать того, чего не хочу». О себе могу сказать то же самое. Мне обязательно должно быть интересно. Я люблю все виды искусства и все жанры и постоянно меняю их. Мне не нравится зацикливаться на чем-то одном».
Мария Михайлова, “Волжская коммуна”