В Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского сегодня состоится концерт симфонического оркестра Большого театра России.
За дирижерский пульт встанет австрийский маэстро Леопольд Хагер, а в качестве солистки выступит немецкое сопрано Рут Цизак.
В программе концерта – симфонии Моцарта № 35 (“Хаффнер”) и №41 (“Юпитер”). Обе эти симфонии очень известны и любимы, однако в Москве они звучат не так уж часто.
Романтическая традиция исполнения произведений композиторов эпохи барокко, Гайдна, Моцарта и даже авторов-романтиков, которая существовала как на Западе, так и в СССР, сегодня почти полностью уступила место аутентичной манере. Даже при игре на традиционных, “романтических” инструментах, считается хорошим тоном использовать хотя бы часть того комплекса исполнительских приемов, которые приняты при “исторически верном” исполнении.
Сложность состоит в том, что в России до сих пор сравнительно небольшое количество музыкантов даже просто достаточно хорошо осведомлены об этом комплексе, не говоря уже о тщательном его освоении.
Трудно переоценить значение сотрудничества российских музыкантов с артистами, которые уверенно чувствуют себя на этом поприще, особенно, если это по-настоящему крупные и интересные музыканты. Результатом именно такого сотрудничества станет концерт симфонического оркестра Большого театра, который состоится 4 декабря 2006 года.
За дирижерский пульт встанет маэстро Леопольд Хагер, который длительное время возглавлял известнейший зальцбургский оркестр “Моцартеум” и прославился на весь мир в первую очередь именно своими трактовками произведений Моцарта.
За шесть репетиций, которые отведены на подготовку этой программы, оркестр Большого театра должен не только сделаться единомышленником австрийского дирижера, но и научиться конкретным исполнительским приемам. Что очень важно – и не только потому, что Большой и впредь не хочет расставаться с Моцартом.
В программу концерта включены также четыре арии из опер Моцарта, которые исполнит немецкая певица Рут Цизак, одна из лучших исполнительниц музыки VIII века и моцартовского репертуара в частности. В 2004 г. ее ожидали на Пасхальном фестивале, но она заболела и приехать не смогла. В этом году певицу представляет московским любителям музыки Большой театр.
На официальном сайте Большого театра размещено также небольшое интервью с дирижером:
– Начиная репетировать с оркестром Большого театра, вы сказали, что существует несколько способов исполнять Моцарта. Что вы имели в виду и какой из способов ближе вам самому?
– Если вы начнете играть на тех инструментах, которые существовали во времена Моцарта, тогда все будет другим. Другие инструменты, другие смычки – значит, и другое качество звука, и манера игры, и всякие разные вещи, связанные с вибрацией…
Очень интересно наблюдать, как работает оркестр, специализирующийся на таком виде исполнения. Но музей есть музей. Если играть так, как играли в то время, понятно, чего от тебя можно ожидать. Для обычных оркестров, которые играют в так называемой “романтической” манере, музейный способ неприемлем.
Безусловно, следует придерживаться определенного исполнительского стиля, но это совсем другое – “музейность” здесь ни при чем. И лично мне “романтическая” манера импонирует гораздо больше. В то же время я, конечно, слежу за тем, как развивается направление “исторически верного” исполнительства и воспринимаю какие-то его приемы.
Короче, стараюсь существовать где-то на стыке. Наши традиционные инструменты, разумеется, Моцарта не испортят. Просто очень большую роль приобретает орнаментика.
– Насколько удачно российские музыканты, с вашей точки зрения, способны интерпретировать западную музыку – Моцарта или немецких композиторов?
– Думаю, это вопрос традиций и определенного настроя. Поработав с вашим оркестром, я абсолютно уверен, что у него, например, не будет никаких проблем с музыкой Вагнера или с музыкой других композиторов-романтиков. Возможно, чуть сложнее пойдут Шуберт и Шуман. Или Брукнер. Потому что тут требуется определенный настрой, определенный комплекс понимания.
Тем не менее, я не хочу сказать, что российские музыканты не способны исполнять немецкую музыку в принципе – для этого просто нужно что-то делать. Точно так же, как мне нужно предпринимать определенные усилия для того, чтобы исполнять Чайковского.
Кстати, мне очень нравится, как Моцарта играл Давид Ойстрах. Можно сказать, я был его поклонником. Хотя его манера несколько отличалась от того, как играли Моцарта на Западе – даже в то время. Ойстрах играл его несколько утяжеленно и, если можно так сказать, “затемненно”. Но все равно это было замечательно!
– Много ли вам потребовалось сделать усилий, для того чтобы Моцарт у оркестра Большого театра зазвучал так, как вам бы хотелось?
– Не слишком много. Более того, даже если бы на месте вашего оркестра оказался какой-нибудь немецкий оркестр, усилия, наверное, были бы приблизительно такими же. С одной стороны, немцы, конечно, несколько ближе к этой музыке, хотя бы просто потому, что чаще ее исполняют.
А с другой, приехал бы я в какой-нибудь оркестр дирижировать ту же “Хаффнер”-симфонию, и запросто могло бы оказаться, что этот оркестр ее вообще никогда не играл. Так что традиции очень важны, но еще важнее – сами музыканты. А музыканты Большого мне очень нравятся.