Открылся и набирает силу уже 16-й Международный конкурс имени П. И. Чайковского.
Традиционно открытие предварялось своего рода небольшим митингом у памятника П. И. Чайковскому перед фасадом здания Московской консерватории имени П. И. Чайковского с участием официальных лиц.
После торжественной церемонии вечер открытия Конкурса продолжился в Большом Зале Консерватории. На сцене разместился оркестр Мариинского театра и после краткого приветственного слова Ольги Голодец, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Сопредседателя Оргкомитета Конкурса, за дирижёрский пульт встал маэстро Валерий Гергиев, художественный руководитель – директор Мариинского театра, Сопредседатель Оргкомитета Конкурса.
Прозвучала сюита из музыки к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Известная, знакомая с детства музыка, написанная П. И. Чайковским на сказочный сюжет Гофмана, прозвучала в очень интересной, современной интерпретации. Оркестр вёл своё повествование в жёсткой манере, избегая изящных трактовок, как бы говоря зрителю: «Время нынче такое, не до сантиментов тут».
Маэстро Гергиев управлял оркестром своим, можно сказать, «фирменным» дирижёрским жестом – мелким дрожанием пальцев обеих рук, оставляя неразгаданной загадку о связи жеста с исполняемой музыкой.
Услышала публика признание в любви Князя Елецкого из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского в исполнении певца из Монголии, баритона Ариунбаатара Ганбаатара. Затем прозвучал первый фортепианный концерт П. И. Чайковского в исполнении пианиста Даниила Трифонова.
Эмоции музыканта, транслируемые в зал, приковали внимание зрителей к согбенной, вздрагивающей фигурке музыканта, поглощённого безбрежной стихией звуков. Исполнение, искреннее, достоверное, безраздельно подчинило зал, сосредоточив всё его внимание на игре пианиста.
Оркестр краткими вступлениями как-то отделился от исполнителя, ещё более подчеркнув обособленность и главенство невероятного солиста Даниила Трифонова.
Открытие XVI Международного Конкурса имени П. И. Чайковского, его главная церемония прошла как-то буднично, без праздничного подъёма. Может, тому способствовала некая «расчленённость» этого события: вокалисты, виолончелисты и деревянные духовые и медные духовые инструменты соревнуются в отдалении от столицы, от сердца Конкурса?
Видимо, кого-то не устраивает незавершённость этого процесса, но только не тех, кто привержен традиции и отстаивает принципы сохранения единства культурных ценностей.
На следующий день, без промедления, начался первый тур Конкурса.
У пианистов в Большом зале консерватории председательствовал маэстро Денис Мацуев, пианист, увенчанный мировой славой, известный в мире музыкальный деятель. Жюри, как всегда, было весьма представительным и включало такие имена, как Мишель Берофф (Франция), Павел Гилилов (Германия), Барри Дуглас (Ирландия), Фредди Кемпф (Великобритания), Ли Минцян (Китай), Владимир Овчинников (Россия), Пётр Палечный (Польша), Борис Петрушанский (Россия), Менахем Пресслер (Израиль), Нельсон Фрейре (Бразилия).
Многие из членов жюри в своё время были участниками, победителями и призёрами Конкурса имени П. И. Чайковского.
Неизменной, традиционной осталась наша публика, активно заполняющая БЗК на всех прослушиваниях. Тут уже есть свои фавориты, свои таланты. А ведь и вправду, народ всегда прав и справедливо поддержит достойных.
Так и было на очень ярких выступлениях пианистов из команды России, Дмитрия Шишкина и Арсения Муна. Что и говорить, наши участники продемонстрировали небывало высокий уровень мастерства, с блеском исполнив заявленную программу I тура.
Особенно порадовала «Аппассионата» Л. ван Бетховена, которую драматически захватывающе исполнил Арсений Мун из Петербурга. Вся его программа была прослушана с большим вниманием и одобрена шквалом аплодисментов зрителей.
Практичные гости из Китая, участники Конкурса, использовали престижную площадку БЗК для продвижения своего товара: исполняли свои программы на инструментах китайской марки «Yangtze River». Поможет ли это участникам из Поднебесной победить в столь престижном соревновании, но ход правильный и весьма практичный, как и сами хозяева этого брэнда всегда и во всём.
Хотелось бы отметить массовое отражение событий Конкурса в СМИ. Это не только традиционные издания газет и журналов, но и электронные СМИ.
Обо всём можно не только прочитать, но всё можно видеть и слышать. Интернет-платформа medici.tv сообщила, что гордится, став вновь официальным партнёром веб-трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
А Конкурс продолжается, набирает силу. Впереди нас ждут открытия.
Людмила Краснова