В полночь, в Большом зале консерватории собралось немало народа – предстояло услышать вердикт жюри по итогам прослушивания первого тура состязания пианистов.
Конечно, теперь все можно прочесть и на сайте конкурса, и в соцсетях, но накаленную атмосферу ожиданий, страстные обсуждения и прогнозы не передаст ни один гаджет.
«Мы получили огромное наслаждение от выступления всех, кто выходил на эту сцену»,
— поздравил участников председатель жюри Денис Мацуев. И ошеломил новостью: во второй тур пропущено не 12, а 14 человек. Впрочем, что-то такое можно было предполагать – ведь Денис с самого начала переживал, что кто-то талантливый может остаться за бортом.
После оглашения имен счастливчиков, продолжающих состязание, во дворе БЗК еще долго толпились болельщики и участники – радовались, поздравляли друг друга, иногда до конца не веря, что все это наяву.
Демократичность ситуации позволила Евгении Кривицкой попросить Дениса Мацуева об эксклюзивном комментарии:
“Не скрою, это была моя идея, которую я обсудил с жюри. Заручившись согласием, позвонил Валерию Абисаловичу Гергиеву, возглавляющему Оргкомитет, с предложением пропустить 14 человек вместо 12-ти из-за того, что у нас такой высочайший уровень участников.
И нам бы хотелось дать шанс как можно большему числу человек показать себя во втором туре, где совсем свободная (от полифонии и этюдов) сольная программа. Я бы здесь упомянул об упущении – что нет музыки Чайковского во втором туре. В будущем обязательно это надо исправить.”
— Такая «школьная» программа первого тура быть может тоже требует корректировки?
— Отчасти согласен, но с другой стороны так исторически сложилось, с самого начала, и мы должны сохранять наши традиции. Согласен, что «попахивает» экзаменационной программой, но тем не менее, вне зависимости от возраста, национальности, школы, ты в такой программе «как на блюдечке». Вообще конкурс Чайковского – это забег на длинную дистанцию. Участник должен выдержать два тура и сыграть в финале два концерта с оркестром – мало на каких состязаниях подобные требования.
— Хотя пианисты демонстрируют высокий технический уровень, но мелкие (а иногда и весьма серьезные) недочеты у них случались. Насколько жюри принимало это в расчет?
— В состав жюри приглашены такие музыканты, для которых в первую очередь важен артистизм, а не придирчивость к деталям, штрихам, техническим помаркам. Образность, перспектива – на это в первую очередь смотрят наши члены жюри. Задетые ноты – дело живое, бывают у всех. Поверьте, это не главное, если исполнение подчинено глубокому замыслу, глубокому образу.
— Я проходила мимо стола жюри – у вас лежит томик сочинений поэта Грегора Нарекаци. В этом есть символический смысл?
— Книгу мне подарила дама из Армении, композитор. Вообще ко мне постоянно подходят в зале разные слушатели и что-то дарят – например, фотографию, сделанную 25 лет назад, книгу вот… Знаете, когда мы сидим с Фредди Кемпфом, то немножко иронически относимся в нашему высокому статусу, потому что почти вчера мы еще были по ту сторону баррикад, сами играли на конкурсах.
Дмитрий Шишкин: «Классическому музыканту не нужна слава рок-звезды»
— И как вам слушается с председательского места?
— С одной стороны, я получаю огромное удовольствие и черпаю интересную для себя информацию, идеи, ведь собрались сильные индивидуальности. С другой стороны, мне непросто, поскольку у меня такая отличительная особенность – когда слышу хорошее исполнение, меня это заряжает, хочу скорее бежать к инструменту и разучивать новое произведение. А если игра неважная, то я долго не могу избавиться от этих впечатлений.
К счастью, на конкурсе все позитивно: могу сказать по итогам первого тура, что мы совершенно не ошиблись в своем выборе по видеоотбору. Мы переживали, что запись не дает картину во всей полноте, которая потом раскрывается в живом исполнении. Приятно, что мы не ошиблись практически ни в одном из кандидатов. А ведь это была сложнейшая работа – из 286 человек выбрать 25. Это лотерея.
Не скрою, что за бортом остались талантливые люди, систему надо еще совершенствовать, и считаю, что на следующем конкурсе все-надо сделать живой отбор. Но я доволен, повторюсь, результатами – ведь все члены жюри отсмотрели эти 286 заявок, включая Менахема Пресслера, которому 96 лет. А он один из первых прислал свои баллы.
— Кстати о баллах. Можно ли попросить уточнить систему судейства?
— Да, это не секрет. Мы голосуем «да» — «нет», и также ставим отметки по десятибалльной системе. От 1 до 5, если «нет», от 6 до 10 – если «да». К баллам мы обращаемся и суммируем их, если, конкурсанты набирают равное количество голосов. Если и в этом случае получается равный итог, то я, как председатель, имею дополнительный голос.
— Денис, вы в разных интервью говорили, что ради конкурса серьезно корректировали свой график. Как считает — не напрасно?
— Очень рад, что эти десять дней сижу на конкурсе. Действительно, мне пришлось многое менять, переносить. Еще 17 июня, в день открытия, я играл в Таллине, а 28 июня уже должен выступать в Екатеринбурге, на моем ежегодном фестивале. Но атмосфера на конкурсе Чайковского не сравнима ни с чем – ни с концертами, ни с фестивалями, ни с другими конкурсами. То, что здесь происходит, это «химия», которую невозможно где-то еще специально сделать. Эта публика, дыхание живого зала, поддержка участников – все это невероятно заряжает.
Трансляции выступлений специальности «Фортепиано» ведутся на Medici.tv.
Расписание выступлений и программы участников специальности «Фортепиано».
Новости о Конкурсе имени Чайковского
ClassicalMusicNews.Ru собирает все публикации о конкурсе – их можно найти в спецпроекте о Конкурсе имени Чайковского.
Кроме того, мы ведем текстовый онлайн и Телеграм-канал о конкурсе.
Евгения Кривицкая, “Музыкальная жизнь”