“Ты и могучая, Ты и обильная “…” Матушка Русь!” Именно этими словами начинается одно из самых известных хоровых произведений великого русского композитора Александра Гречанинова на стихи Николая Некрасова.
Судьба композитора была наполнена множеством жизненных перипетий, однако любовь к родине была для него внутренней силой, поддерживающей его в любое время и не отпускавшей до самой смерти. Это был исконно русский человек, пишущий о России и живущий ей же.
Вопреки расхожему мнению, Александр Гречанинов родился не в Калуге, а в Москве 25 октября 1864 года. Поступив в Московскую консерваторию, он проложил себе путь к будущей славе, однако именно здесь он пережил первый кризис своей композиторской жизни, что сподвигло его оставить столицу.
1 апреля 1890 года он приезжает с рекомендательным письмом от ректора Московской консерватории В. И. Сафонова к Римскому-Корсакову, который высоко оценивает дарование юноши и выдает стипендию. Будучи студентом уже Петербургской консерватории, Гречанинов много пишет, развивается творчески и формирует свой музыкальный стиль, во многом вдохновленный творчеством Римского-Корсакова и воспевающий национальную русскую музыку.
“Русскость” Гречанинова заключается именно в неизменном русском духе его произведений: народный фольклор, инструменты и самобытность. Например, весенняя сказка “Снегурочка” А. Н. Островского в музыкальном воплощении композитора изначально должна была исполняться исключительно народными инструментами, за которыми он ездил и на Кавказ, и во Владимирскую губернию и, хоть эта идея не смогла полностью реализовать себя, однако зрители услышали то самое “исконно русское” звучание. Константин Станиславский же назвал музыку спектакля “превосходной”.
Другим величайшим достижением музыкального искусства композитора считается опера “Добрыня Никитич”, вобравшая в себя сюжеты народных былин и сказаний. Премьера оперы состоялась в Большом театре 14 октября 1903 года, а в числе исполнителей партий были звездные имена Федора Шаляпина и Антонины Неждановой.
Шаляпин еще в 1901 году перед исполнением поэмы композитора “На распутье” на стихи Ивана Бунина, писал:
“Петь буду, конечно, Гречанинова, он мне очень нравится”.
К сожалению, Гречанинову не было суждено умереть на горячо любимой родине. В октябре 1924 года, после празднования своего 60-летия, композитор отправился в концертную поездку в Европу и больше уже не возвращался домой, но, даже будучи за границей, он сохранял верность своему стилю.
Европа восхищалась им, особенно его детскими музыкальными произведениями, Америка же громко праздновала его юбилеи: о нем писали в газетах, а произведения переводили и исполняли в концертных залах, открывая дверь в русскую жизнь.
Наследие Гречанинова велико: инструментальные сочинения, концерты, сюиты, фантазии, камерные пьесы, симфонии, детские произведения и оперы “Елочкин сон” и “Теремок”, хоровые мелодии, музыка к драматическим спектаклям “Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного” и “Снегурочка”, “Элегия” памяти П. И. Чайковского, а также оперы “Добрыня Никитич”, “Сестра Беатриса” и “Женитьба” и многие другие произведения, которые составляют великие наследие и достояние нашей музыки.
Лариса Орлова, “РГ“