1 июня 1920 родился выдающийся скрипач XX века Михаил Израилевич Фихтенгольц.
Михаил Фихтенгольц родился в Одессе. В раннем детстве он проявил яркий музыкальные способности, родители отвели его в класс Петра Соломоновича Столярского – великого скрипичного педагога, жившего и работавшего в Одессе.
Сценическая жизнь юного скрипача началась рано – первый концерт он дал в возрасте десяти лет, а в двенадцать лет уже концертировал в Киеве, Ленинграде и Москве.
В пятнадцатилетнем возрасте Михаил Фихтенгольц принял участие во Втором всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и занял на нем второе место. В результате этого через два года он вошел в число молодых музыкантов, которых Советское государство отправило в Брюссель, на Международный конкурс имени Эжена Изаи.
В тот момент Фихтенгольц являлся студентом Московской консерватории им. П. И. Чайковского, где учился под руководством другого великого педагога – Абрама Ильича Ямпольского.
Тот конкурс стал триумфальным для советской скрипичной школы: первую премию получил Давид Ойстрах, третью – Елизавета Гилельс, а шестую – Михаил Фихтенгольц.
По возвращении в Москву триумфаторы были приняты в Кремле, где были удостоены правительственных наград. Михаил Фихтенгольц был награжден орденом “Знак почета”.
Концертная деятельность Михаила Фихтенгольца стала еще более активной. В начале войны скрипач собирался уйти на фронт добровольцем, но этого не случилось: его имя было внесено в список выдающихся деятелей искусства, не подлежавших призыву.
Музыканту не удалось попасть на фронт, но вместо этого он вместе со своей сестрой, замечательной пианисткой Лидией Фихтенгольц, ученицей Генриха Нейгауза, принял активное участие в деятельности артистических фронтовых бригад.
После окончания войны Михаил Фихтенгольц продолжил выступления, однако столкнулся с неожиданным препятствием: во время одного из выступлений у него случился спазм правой руки. Заболевание прогрессировало и скрипачу пришлось прекратить концертную деятельность.
Вместе с тем, с 1947 года Фихтенгольц начал преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, глубоко погрузившись в новую для него профессию педагога. Параллельно с этим он окончил аспирантуру, а в 1953 году защитил диссертацию в области музыковедения.
Однако выдающийся музыкант не оставлял мыслей о возвращении на концертную эстраду. Он продолжал собственные занятия, которые не сразу, но принесли свои плоды: в 1962 Михаил Фихтенгольц вновь вышел на сцену в Москве в дуэте со своей сестрой, Лидией Фихтенгольц. В последующие годы он в основном предпочитал выступать именно с ней. Начался новый этап в жизни музыканта.
Он расширял свой репертуар, не ограничиваясь скрипичной классикой, обращался к произведениям композиторов-современников – в частности, посвященным ему сонатам Моисея Вайнберга (№ 1 и 2 для скрипки соло, № 3 для скрипки и фортепиано).
Продолжалась его педагогическая деятельность – в 1970 году он стал профессором Гнесинского института. Фихтенгольцу принадлежат концертные обработки, транскрипции, редакции, каденции, а также научно-методические работы и статьи. Было осуществлено несколько записей в дуэте с сестрой Лидией Фихненгольц, в том числе и собственных переложений и обработок. В 1983 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
Но даже учитывая обширные интересы, присущие ему, как исполнителю, главным композитором в жизни Михаила Фихтенгольца оставался Иоганн Себастьян Бах.
В 1985 году Михаил Фихтенгольц выступил с серией концертов под общим названием “Весь скрипичный Бах”. Последний концерт серии оказался последним концертом Михаила Фихтенгольца в жизни. Он ушел из жизни 4 июня 1985 года в возрасте 65 лет.
ClassicalMusicNews.Ru