Выдающийся французский композитор Артюр Онеггер — один из наиболее прогрессивных художников современности.
Вся жизнь этого разностороннего музыканта и мыслителя была служением любимому искусству. Ему он отдавал свои разносторонние способности и силы на протяжении почти 40 лет.
Начало творческого пути композитора относится к годам первой мировой войны, последние произведения написаны в 1952-53 гг. Перу Онеггера принадлежит свыше 150 сочинений, а также множество критических статей по различным животрепещущим вопросам современного музыкального искусства.
Артюр Онеггер родился 10 марта 1892 года в портовом городе Гавре, в семье швейцарского коммерсанта, занимавшегося кофе, уже давно обосновавшегося во Франции. Сам композитор в шутку называл себя человеком «с двойным паспортом» – Франции и Швейцарии, хотя гражданином своей исторической родины он никогда не был.
Рано увлёкшись музыкой, он первоначально занимался самостоятельно, а в 1905 году стал частным образом изучать гармонию и осваивать скрипку.
В 1909 году Онеггер поступил в консерваторию Цюриха, а спустя два года перевёлся в Парижскую консерваторию, где обучался по классу скрипки, а также изучал теорию музыки у Андре Жедальжа (учителя Мориса Равеля), дирижирование (у Венсана д’Энди) и занимался композицией (у Шарль-Мари Видора).
С 1914 по 1916 год Онеггер служил в пограничных войсках Швейцарии, по окончании службы вернулся в консерваторию и окончил её в 1918 году. К этому времени относятся первые серьёзные сочинения композитора: Струнный квартет и симфоническая поэма „Песнь Нигамона“.
С 1916 года Онеггер присоединяется к организованной Эриком Сати группе „Новые молодые“, являвшейся противовесом просто „Молодым“ Мориса Равеля и участвует в серии коллективных концертов этой группы. В начале 1920-х годов Онеггер вместе со своим другом Дариусом Мийо формально входит в так называемую „Шестёрку“, организованную на основе “Новых молодых”, однако после быстрого распада и этого условного сообщества избирает самостоятельный путь.
Для Онеггера эта группа музыкантов никогда не несла в себе никакой единой или отчётливой программы. Как писал биограф Онеггера Вилли Тапполе:
„Шестёрка“ — это всего лишь удобная этикетка для аккуратного каталогизирования…»
Уже в самом начале существования «Шестёрки» наблюдались расхождения в оценке ряда творческих явлений современности (Мийо, Орик и Пуленк были горячими последователями Эрика Сати, но спокойный и рассудительный Онеггер никогда не считал его одним из своих учителей). Впрочем, это не мешало ему иногда участвовать в самых радикальных его новшествах.
5 апреля 1919 года в зале Уиген именно Артюр Онеггер оказался тем единственным, кто в антракте представил публике «маленькие пьесы для меблировочной музыки, изобретённой Эриком Сати», сказав о них несколько вводных слов от имени автора. Конечно, он был самым неожиданным из всех, кого Сати мог попросить об участии в этом странном событии, согласившись на него только по ровности своего швейцарского характера… Но это нисколько не мешало Онеггеру воспринимать именно те идеи, которые лично ему казались продуктивными.
Так, появившаяся пятью годами позднее его самая известная оркестровая пьеса «Пасифик 231» (1923 год) стояла особняком во всём его творчестве. Описывая средствами музыки движение большого паровоза, Онеггер со свойственной ему обстоятельностью развил меблировочную идею «индустриализации музыки», выдвинутую Сати, правда, в характерном для него изобразительном и даже несколько импрессионистском ключе.
Первое исполнение «Пасифик 231» сопровождалось сенсационным успехом, и произведение получило шумную известность у любителей всякого рода новинок.
«Первоначально я назвал пьесу Симфоническое движение. Но… закончив партитуру, я озаглавил ее „Пасифик 231“. Такова марка паровозов, которые должны вести за собой тяжеловесные составы»…
— пишет Онеггер. Увлечение Онеггера урбанизмом и конструктивизмом сказывается и в других сочинениях этого времени: в симфонической картине «Регби» и в «Симфоническом движении № 3».
Уже в середине 20-х гг. Онеггер начал создавать свои лучшие произведения, глубоко человечные и демократичные. Этапным сочинением стала оратория «Царь Давид». Она открыла длинную цепь его монументальных вокально-оркестровых фресок «Зовы мира», «Юдифь», «Антигона», «Жанна д’Арк на костре», «Пляска мертвых».
В этих произведениях Онеггер самостоятельно и индивидуально преломляет различные тенденции искусства своего времени, стремится к воплощению высоких этических идеалов, представляющих вечную общечеловеческую ценность. Отсюда и обращение к античной, библейской и средневековой тематике.
Лучшие произведения Онеггера обошли крупнейшие эстрады мира, покоряя слушателей эмоциональной яркостью и свежестью музыкального языка. Композитор сам активно выступал как дирижер своих произведений в ряде стран Европы и Америки.
В 1928 году он посетил Ленинград. Здесь установились дружеские и творческие отношения Онеггера с советскими музыкантами и особенно с Д. Шостаковичем.
Однако, раз проникнувшись идеей создания «новой музыки», композитор затем подпадает под растущее влияние Игоря Стравинского, музыку которого он в дальнейшем глубоко изучал и в 1939 году написал о ней большое эссе. В этот период Онеггер сочиняет музыку для театра и кинематографа, а также многочисленные камерные и оркестровые сочинения.
В своем творчестве Онеггер искал не только новые сюжеты и жанры, но и нового слушателя.
«Музыка должна переменить публику и обратиться к массам. Но для этого ей нужно изменить свой характер, стать простой, несложной и в крупных жанрах. Людям безразличны композиторская техника и поиски. Именно такую музыку я пробовал дать в „Жанне на костре“. Я старался быть доступным для рядового слушателя и интересным для музыканта»,
— утверждал композитор.
В послевоенные годы Онеггер достиг вершин признания. В 1948 году Цюрихский университет присвоил ему степень доктора honoris causa с мотивировкой:
«Смелому пионеру и великому композитору во всех областях музыкального творчества».
Он становится президентом «Интернациональной федерации и ассоциации авторов театральной музыки», основателем и президентом Музыкального совета при ЮНЕСКО. Весной 1952 года во многих европейских городах проходят фестивали, посвященные его шестидесятилетию. Французская академия избирает его своим почетным членом.
Онеггер продолжает вести большую концертную деятельность. Появляются и новые сочинения — трагическая Третья симфония, получившая подзаголовок Литургическая, Монопартита, Пятая симфония, отражающие мрачные настроения композитора, а наряду с ними светлая Четвёртая симфония, Камерный концерт, «Архаическая сюита», Рождественская кантата на литургические и народные тексты.
Одновременно большое внимание Онеггер стал уделять писательской деятельности. В своих книгах “Заклинание рутинёров” (1948 год) и “Я-композитор” (1951 год) и ряде статей выражены взгляды художника на судьбы мира и культуры в условиях современного ему общества.
Последние годы Онеггер прожил в Париже. В 1953 году он был принят во Французскую Академию и был удостоен звания Великого офицера ордена Почётного легиона. В течение нескольких лет композитор преподавал в Нормальной школе Альфреда Корто (École normale Alfred-Cortot).
Онеггер умер 27 ноября 1955 в Париже после инфаркта.
Из разных источников, И. Ветлицына, Wikipedia