3 декабря 1883 года родился Антон Веберн, австрийский композитор, дирижер и педагог — один из виднейших представителей нововенской школы.
Жизненный путь его небогат яркими событиями.
Антон Веберн происходит из старинного дворянского рода – он был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урожденная Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей.
В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1885 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера (1902-06).
За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.
Уже первые сочинения — Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле «В летнем ветре» (1904) — обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у Арнольда Шёнберга. В статье «Учитель» он ставит эпиграфом слова Шёнберга:
«Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности — поощрять».
В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.
Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики.
Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений — 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) — «музыку сфер, идущую из самых глубин души», как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др.
В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.
В 1922-34 гг. Веберн — дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Иоганесса Брамса, Гуго Вольфа, Густава Малера, Арнольда Шёнберга, а также хоры Ханса Эйслера.
Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.
Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды — К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович.
Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. — 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата «Свет глаз», единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано — Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.
В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему «Путь к новой музыке». Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и «аншлюс» Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как «дегенеративной» и «культур-большевистской» веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской «Kulturpolitik».
В последних сочинениях Веберна — квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) — можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания.
Словами поэтессы X. Йоне Веберн призывал «колокол сердец» — любовь: «да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее» (3 часть Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства.
Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками.
15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии.
Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что ее муж по состоянию здоровья и по своим принципам
«не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».
От Веберна начинет свой отсчет новое измерение музыкального времени и пространства. Это не просто краткость и звуковая насыщенность, но прежде всего – сгущенность, сконцентрированность составляющих музыкального материала. Центр мировоззрения Веберна — идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры.
В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию:
«Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!»
— восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник — непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.
Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому
«прекрасное есть символ прекрасно-доброго».
В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.
Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: «Рондо (Дахштайн)», «снег и лед, кристально чистый воздух», вторая побочная тема — «цветы высокогорья», далее — «дети на льду и на снегу, свет, небо», в коде — «взгляд в высокогорье».
Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей.
У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более — показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в.
Пьер Булез сказал даже, что Веберн —
«единственное преддверие музыки будущего».
Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.
Ю. Холопов, В. Холопова