20 декабря 1942 года родился выдающийся пианист, композитор, Народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории Алексей Аркадьевич Наседкин.
В день юбилея Алексея Наседкина о своем наставнике вспоминает пианистка Дарья Федоровская.
***
Мое знакомство с этим уникальным человеком произошло очень давно. Я тогда была еще учащейся ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и поехала на летнюю фортепианную школу в Ярославль. Это был 8 класс.
Помню, как вошла в зал, где Алексей Аркадьевич вел мастер-класс с кем-то из учащихся. Звучало Третье скерцо Шопена…Я была поражена тем, как просто и как глубоко профессор показывает и рассказывает. Как у него звучит рояль. Какое потрясающе бережное отношение к музыке и к трактовке ученика. Это была любовь с перового звука и слова. Я тогда поняла, что буду учиться только у него. О чем радостно сообщила маме, вернувшись в Москву.
Так начался долгий и интересный путь.
В следующую поездку я уже записалась в участники и попала на первый урок. Боялась даже вздохнуть или хоть чем-то разочаровать своего кумира. Но Алексей Аркадьевич обладал уникальной теплотой и душевностью, отчего на его занятиях царила такая комфортная обстановка и можно было забыть про любое волнение, даже при условии полного зала слушателей.
Вспоминаю первую похвалу и оценку моего исполнения. Это действовало невероятно мотивирующе. В условиях таких поездок всегда было несколько открытых уроков и объем программы должен был соответствовать.
Надо отметить, что профессор никогда не давил и не завышал планку, но находясь рядом с ним хотелось делать больше и больше. Конечно, я тут же выучила то самое 3 скерцо, помню работу над 3 сонатой Бетховена, над Листом и как за вечер выучила сонату Шуберта ля-минор, поскольку Наседкин с улыбкой попросил на следующее утро принести что-нибудь новенькое. Каждое занятие с ним несло для меня уникальную ценность. Благодарность переполняет меня до сих пор.
Хочется вспомнить не только профессиональные, но и именно человеческие качества дорогого учителя. Помню, как прилетели в Германию…Была какая-то задержка с заселением, и мы долго не ели. Алексей Аркадьевич больше всего переживал за то, что «дети» останутся голодными и повел нас в пиццерию. Это было вкусно – как никогда, именно от его отношения!
Учитель всегда окружал какой-то отеческой заботой. Помню случай про мальчика. Мы с ним вместе получили «лучшего участника» летней школы, и на моих глазах Алексей Аркадьевич «выписал» ему премию из личных денег. Скромно так, в конвертик положил и говорит: «Дашенька, у него тяжелая ситуация, надо же помогать». И вот так было всегда и во всем.
Очень ценно, что его дом всегда был открыт для учеников. И очень важно сказать, что открыт до сих пор. Татьяна Львовна (жена профессора) всегда принимала непосредственное участие в нашей жизни: помогала в занятиях, в отработке каких-то технических трудностей. До сих пор благодарна ей за помощь в работе над этюдами Шопена.
Был забавный случай. Как-то Алексей Аркадьевич попросил переворачивать ему страницы на концерте. Я тогда уже была его студенткой и, конечно, с радостью согласилась.
Надо отметить, что Наседкин волновался перед выступлениями и достаточно сильно. Хоть это не коим образом не сказывалось на качестве исполнения. Тот концерт был не исключение. Помню он разыгрывается и говорит: «Даша, у меня тут место не получается, подскажи как поучить, как нам Татьяна Львовна рекомендует?» Я оцепенела — тут важно отметить, что Алексей Аркадьевич обладал уникальным чувством юмора и мог совершенно серьезным тоном говорить какие-то вещи, вводящие в ступор. И ты никогда до конца не знал шутит он сейчас или говорит серьезно. И он на этом не остановился, дальше он попросил на сцене ногой отстукивать ему ритм, чтобы он не сбился в определенном месте.
В таком ужасе я никогда не была. Конечно, все прошло блестяще и никаких трудностей с ритмом быть и не могло, но после выступления Алексей Аркадьевич с улыбкой заметил: «И все-таки зря ты не отстукивала мне ритм».
Наседкин был абсолютно предан музыке. Очень любил всех своих учеников. Я уверена, что в классе все получали внимание в равной степени. Уроки с ним навсегда останутся в моем сердце.
Он обладал уникальным дарованием и ярким талантом. То, как у него звучал рояль неповторимо.
Алексей Аркадьевич всегда показывал за вторым роялем. И даже простая мелодия оживала в его руках. Интересно было наблюдать на уроке, как он закрывает крышку рояля, облокачивается на нее и слушает. Это означало, что игра нравится. Вообще Алексей Аркадьевич никогда не повышал голос и не ругался на учеников. Всегда был очень педантичен. Уникально, но уроки с профессором регулярно проходили два раза в неделю, а если впереди ответственное выступление, то и чаще. Это при том, что класс был очень большой и преподавал он не только в консерватории.
Сам Алексей Аркадьевич обладал феноменальной памятью, удивительно: как он показывал отдельные куски из произведений по памяти, как будто только что исполнял их сам!
У него было очень бережное отношение к нотному тексту и замыслу композитора. Он очень любил подчеркивать что-то в нотах. Чаще всего это касалось тех указаний, которые уже были в тексте, за что, конечно же, становилось сразу очень стыдно от собственной невнимательности. Великолепно читал с листа. Блестяще аккомпанировал. Мне посчастливилось, и на первом курсе он даже вышел со мной на экзамен, исполняли концерт Шумана. Говорю «даже», поскольку обычно аккомпанировали ассистенты. До сих пор помню это ощущение восторга, от того, что сам профессор со мной на сцене.
И отложилось еще одно воспоминание, когда я перед поездкой в Новороссийск пришла показать «Погребальное шествие» Листа. Это был тот урок, когда рояль у профессора так и остался закрытым. Он сказал, что ему не хочется ничего изменять и что моя игра ему кажется очень убедительной.
Сейчас очень модно играть быстро, ярко, эффектно. У Наседкина совершенно другие принципы работы и исполнения. Именно звукоизвлечение. Душевная глубина. Даже технические трудности всегда решались именно через звук и проявления души. Он обладал умением предслышать каждый звук. При этом конечно же у него не было никаких технических трудностей, но все это уходило на второй план, когда он прикасался к роялю.
«Простота и естественность исполнения» — вот его главный принцип.
«Ореол высокого, чистого музыканта» — сказал о нем Тигран Алиханов. Великолепные и точные слова.
Программы сольных концертов Наседкина отличались большим разнообразием. Особое место в них занимали произведения композиторов XX века – А. Берга, И. Стравинского, П. Хиндемита, Р. Штрауса, Ан. Александрова, А. Бабаджаняна, М. Баланчивадзе, В. Овчинникова, Н. Ракова, а также собственные сочинения (в конкурсе «Музыка XX века», Вена, 1967, завоевал I премию). В том же году он стал победителем на Венском международном конкурсе им. Ф. Шуберта (1967, I премия). А. А. Наседкин выступал в известнейших концертных залах мира, принимал участие в фестивалях. Лауреат II Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 1962), Международного конкурса в Лидсе (Великобритания, 1966, III премия). Член Союза композиторов СССР (РФ) Осуществил записи на 46 грампластинках и компакт-дисках. Играл в дуэте с В. Пикайзеном (сонаты В. А. Моцарта, С. Франка, С. Прокофьева), в дуэте с Н. Гутман (Мюнхен, 1967, I премия на конкурсе камерных ансамблей).
Алексей Аркадьевич был блестящим ансамблистом, и всегда откликался на просьбы послушать и поработать с дуэтом. Мы тогда играли со скрипачкой и несколько раз приходили на уроки к Наседкину. Поощрял выступления на его классных концертах не только соло, но и в ансамбле.
А.А. Наседкин обладал не только незаурядным пианистическим талантом, но также и композиторским.
Как писал Лев Наумов:
«Нейгауз часто говорил одному из своих любимых учеников Алёше Наседкину: «Ты только не бросай сочинять, концертирование в конце концов надоест, и, наездившись по всяким странам, ты всегда будешь иметь отдушину».
В числе сочинений А. А. Наседкина: сонаты для гобоя (1980), для контрабаса (1978), для альта (1983), для фортепиано (№ 1, 1971; № 2, 1972; № 3 «Романтическая», 1987; № 4, 1990); Пьеса для детей (1976); Детский альбом (1997), Прелюдии для фортепиано (1966-2005) и другие.
Многие его сочинения исполняются и сейчас, в том числе его учениками. Детская музыка активно используется в репертуаре детских музыкальных школ.
Алексей Аркадьевич воспитал плеяду замечательных музыкантов, среди его учеников множество лауреатов всероссийских и международных конкурсов: Н. Ахмедова, Ю. Богданов, В. Буерин, В. Овчинников, В. Пясецкий, Л. Розанова, Т. Колесова, А. Игубнов, М. Харсель, Н. Сухаревич, Д. Тетерин, М. Кулагин, Ю. Казанцева, Я. Френкель и другие.
В этом году у Алексея Аркадьевича юбилей. Ему исполнилось бы 80 лет. Невосполнимая потеря, что его больше нет с нами. Но я убеждена, что душа человека живет, пока жива память о нем. Верю, что каждый из его учеников продолжает его традиции и несет это дальше и дальше.
В завершении хочется сказать, что это невероятный подарок судьбы: знать такого человека и учиться у такого профессора. Я бережно храню все воспоминания и стараюсь передавать это уже своим ученикам. Понемногу, по крупицам, насколько могу.
Светлая память дорогому учителю!
Дарья Федоровская, Москва, 2022