10 марта 1926 года родился выдающийся советский и российский композитор Александр Зацепин.
Коллеги говорят об Александре Зацепине:
«Его песни можно узнать с первых двух нот».
Считается, что музыка Зацепина началась с гайдаевского Шурика в “Операции Ы”. Но за 7 лет до этого, в 1957 году, выходит казахский музыкальный фильм “Наш милый доктор”.
“Мне повезло, конечно. И там была песня “Надо мной небо синее, облака лебединые…” – она как-то в общем пошла”,
– рассказывает Александр Зацепин.
Известность композитору принесло сотрудничество с кинорежиссером Леонидом Гайдаем. Тот поставил Зацепину непростую задачу:
«Неважно, будут ли крутить песню по радио, главное, чтобы народ ее пел».
Этому принципу композитор следует всю жизнь.
Кто в мир кино попал – навеки счастлив стал – текст песни как будто про автора этой культовой мелодии. То, что жить будет в мире фильмов, Александр Зацепин понял лет 75 назад – в 7 классе смастерил кинопроектор. Затем – курсы киномехаников, потом – консерватория, и, наконец, как в сказке появился Леонид Гайдай – случайная встреча изменила всю жизнь. И мир кино стал его миром. Практически во всех фильмах Гайдая звучит музыка Зацепина. Режиссер ставил задачу: например, нужна песня, чтобы все студенты распевали.
Невыполнимых задач для Зацепина не было. В ход шли любые предметы, издающие звук. Он даже в игрушке мог услышать музыкальный инструмент.
«В Одессе был такой базар, где продавались старые вещи, и там я колокольчик нашел. Но он в восемь раз медленнее, конечно, в “Операции Ы”, когда он его замуровал – бом!»,
– рассказывает композитор Александр Зацепин.
Профессиональных студий звукозаписи в то время было две на всю страну. Зацепин построил третью сам. Она считалась лучшей в Москве – отличная акустика, зал для оркестра, аппаратная комната. Следующие хиты рождались именно там.
Каждая мелодия – это несколько этапов работы, и обязательно с исполнителями, будь то актер или оркестр, как в фильме «За спичками».
«Там были сложнейшие попадания во всякие повороты свиньи, которую они догоняли полфильма, и я попал в этот дирижерский кошмар, попытался что-то сделать с этим. Но удивительное терпение Александра Сергеевича! Он вообще доброжелательный человек»,
– отмечает дирижер Сергей Скрипка.
«Когда работаешь, ты в каком-то другом измерении, в другом мире. Ты ничего не слышишь, тебя ничего не интересует»,
– делится Александр Зацепин.