Предновогодний концерт Мурманского филармонического оркестра не обошелся на этот раз без сюрприза.
Возможно, именно его ожидание и привело многих в этот вечер в зал филармонии – он был полон. Хотя с тех пор как в здании завершилась реконструкция, редкий концерт здесь обходится без аншлага.
Так в чем же сюрприз? Согласитесь, женщина-дирижер – явление чрезвычайно редкое не только в нашей стране, но и во всем мире. Говорят, дирижерский пульт наряду с «Формулой-1» – один из последних мужских бастионов.
Мнение музыкантов (мужчин, разумеется) таково: женщина не может быть дирижером из-за мягкости характера. В этой профессии надо быть диктатором!
Но времена меняются. «Дама с палочкой» становится реальностью современного мира. Среди этих отважных женщин – и японка Нами Фудзисаки, рискнувшая приехать из Страны восходящего солнца на Крайний Север в разгар полярной ночи.
Маленькая изящная фигурка в строгом брючном костюме – за дирижерским пультом словно старательная девочка-подросток… Движения непривычно плавные, мягкие.
А программа между тем весьма серьезная – концерты для скрипки с оркестром Бетховена и Брамса. И маститые солисты – лауреаты международных конкурсов: самый титулованный российский гитарист Артем Дервоед и скрипач-виртуоз Карэн Шахгалдян.
В конце выступления, когда зал стоя аплодировал музыкантам, под крики «браво!» Нами явно старалась переключить зрительское внимание на солистов и оркестрантов, словно это их, исключительно их успех.
“Очень тактичная, вежливая, необычайно милая. Что особенно важно для дирижера, у нее очень точный понятный жест, стремление все довести до совершенства. Подкупило, что названия цифр, которые всегда указываются в партитурах, Нами заранее выучила по-русски.
И на репетициях, хоть и не без ошибок, но старательно выговаривала непривычные для нее сочетания звуков. Достойная национальная черта – уважение к людям, их языку и культуре!
– не скрывая явных симпатий к Нами, делились потом впечатлениями от совместной работы музыканты Мурманского филармонического оркестра.
С Мурманским филармоническим оркестром выступали дирижеры из многих стран мира, даже из Австралии, а вот из Японии, кажется, впервые. Как завязались эти творческие связи?
“Все очень просто. Нами Фудзисаки нам предложила Санкт-Петербургская Академия музыки «Петр Великий», с которой мы сотрудничаем уже много лет.
Кстати, Дамиан Йорио, первый дирижер нашего оркестра, возглавлявший его многие годы, – это тоже предложение Елены Костюченко, генерального директора компании. Ее выбору, как видите, можно доверять.
Удивительно, как Нами спокойно, мягко сумела «собрать» оркестр, грамотно построить репетиции. И получился прекрасный результат! Оказывается, для этого совсем не обязательно нужна властная мужская рука…
Ольга Данилова, «Мурманский вестник»