23 января 2011 года в Московском международном Доме музыки завершился первый Рождественский фестиваль духовной музыки.
Фестиваль был приурочен к празднованию Рождества и проводился по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На протяжении двух недель в Светлановском зале ММДМ выступали шесть известных хоровых коллективов из разных стран мира, знакомя гостей Дома музыки с уникальными традициями христианской музыкальной культуры.
Половина участвующих коллективов впервые представила свое творчество в России: это хор Вестминстерского аббатства из Лондона (под руководством Джеймса О’Доннелла), хор «Святой Стефан Дечанский» собора Свв. Трех Апостолов из Сербии (руководитель Тамара Петиевич) и хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения).
Другими участниками стали российские коллективы: Московский Синодальный хор (руководитель Алексей Пузаков), Мужской хор Московского Сретенского монастыря (регент Никон Жила) и хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова (главный дирижер Алексей Петров).
Художественными руководителями фестиваля стали президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Официальная часть церемонии закрытия была краткой и заключалась в выступлении митрополита Илариона. Он передал зрителям приветственные слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от его имени выразил признательность Владимиру Спивакову.
«Эти концерты – еще одно свидетельство того, что человек своим искусством может славить Бога»,
– заявил председатель ОВЦС.
Заключительный концерт Рождественского фестиваля позиционировался организаторами как
«итог уникального форума духовной музыки, посвященного взаимопониманию и творческому сотрудничеству представителей разных христианских конфессий, теме дружбы, добра, любви и мира».
Подобному замыслу отвечал и выбор прозвучавших произведений: они принадлежали различным эпохам и были написаны на слова книги Псалмов на разных языках. По словам митрополита Волоколамского Илариона,
«каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения».
Кроме того, он отметил важную особенность последнего концерта:
«Помимо больших хоровых коллективов в нем участвует симфонический оркестр» (национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова)”.
В ходе закрытия фестиваля прозвучала «Симфония псалмов» Игоря Стравинского (1930), написанная к 50-летию Бостонского симфонического оркестра на тексты псалмов из Вульгаты, латинского перевода Библии. Музыка на древнееврейские тексты была представлена в произведении Леонарда Бернстайна «Чичестерские псалмы» (1965), которые предназначались англиканской Церкви.
Значительная часть программы была посвящена произведениям митрополита Волоколамского Илариона: прозвучали фрагменты его «Рождественской оратории», основанной на богослужебных текстах Русской Православной Церкви, посвященных праздникам Благовещения, Рождества и Сретения. А главный мотив симфонии митрополита «Песнь восхождения» (2007) – это, как заявлено в программе, «восхождение из глубин отчаяния к высотам ликования и хвалы Богу».
По словам председателя ОВЦС, этот фестиваль служит примером того, что такая
«музыка не только для богослужений, но и для концертных залов».
Он также выразил надежду, что
«такие концерты будут иметь продолжение и в будущем году и в последующих».