«Мой XX век. Россия». Так Юрий Башмет назвал свою новую программу.
В Концертном зале Чайковского прозвучали неоклассические хиты прошлого столетия – Первая Симфония Дмитрия Шостаковича, «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова и – немного неожиданно для этого вечера – «Светотень» Гии Канчели.
Однако, у маэстро Башмета свой взгляд на то, почему в музыкальной интерпретации двадцатого столетия должно было появиться произведение, написанное в двадцать первом.
К подготовке заявленного в программе музыкального путешествия в XX век здесь подошли основательно. Репетировали до последнего, чтобы потом на сцене играть с полной отдачей. Да и как иначе, когда за дирижерским пультом – сам Юрий Башмет.
«Симфонические танцы» Рахманинова, Первая симфония Шостаковича, написанная композитором в 19 лет, – этот концерт, как машина времени позволяет вновь перенестись в XX век. В этом ряду «Светотень» – сочинение Гии Канчели, хоть и написано уже в XXI веке, все равно возвращает в прошлое.
«Это нечто наше, что мы понимаем. Вообще, он – родоначальник минимализма, и лучше его никто этого не сделает. Он всю жизнь оттачивал свой стиль и продолжает, а многие – вдогонку, но он – первый, живая легенда, и он родил этот стиль»,
– объясняет народный артист СССР Юрий Башмет.
В репертуаре Юрия Башмета немало сочинений Канчели, в их числе – и специально написанные композитором и посвященные знаменитому альтисту. «Светотень» – первоначально было написано по заказу итальянского квартета, потом композитор сделал версию, когда солист должен играть попеременно на альте и скрипке.
Но у Юрия Башмета уже был такой опыт, когда он в одном из произведений Александра Чайковского играл и на альте, и на скрипке, поэтому он предложил Канчели сделать еще одну версию «Светотени» без скрипки.
«Я сказал ему, что мне что-то лень это делать: “Давай я на альте буду играть, я эту стадию прошел, когда меняются инструменты. Это внешний эффект”. Он говорит: “Да, конечно, как хочешь”. Я говорю: “Как быть с высокими нотами?” Мы вместе меняли эпизоды, чтобы это было возможно исполнить на альте, а затем он мне сказал: “Меняй, что хочешь”»,
– рассказывает Юрий Башмет.
Название сочинения отсылает к живописи – контрасты, тени, полутона. В «Светотени» Канчели солист – и музыкант, и художник, создающий свое полотно. Картина Юрия Башмета – это портрет XX века.