Свой семьдесят пятый день рождения художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов провёл за своим дирижёрским пультом.
В Концертном зале им. Чайковского оркестр 4 марта 2016 года исполнил: Симфонию № 5 Бетховена и «Дон Кихот. Фантастические вариации на рыцарскую тему» Рихарда Штрауса.
Пятая симфония Бетховена, наверное, – одно из самых заигранных симфонических сочинений в мире. Казалось бы, слушать её даже в зале будет как-то привычно и потому не очень интересно. Но эти предположения, даже если они у кого-то и были, улетели с первыми звуками музыки.
У меня таких предположений не было по, как минимум, трем причинам. Первая – я знаком с Юрием Симоновым и его творчеством со Всесоюзного конкурса дирижёров 1966 года, т. е. ровно полвека.
Вторая – в последние почти двадцать лет я слушал Симонова с его оркестром довольно много, и все его симфонические программы были интересны.
Третья – я прослушал диск с его живой записью (2010 года) этой симфонии Бетховена. И не только Пятой, но и комплект дисков с его записями всех бетховенских симфоний. Это всё были «живые» записи, что особенно ценно.
Любая запись – это своего рода музыкальные консервы. А студийная запись, где убраны все огрехи, вылизан каждый такт, каждая фраза, – консервы в квадрате.
Слушая записи бетховенских симфоний в исполнении Юрия Ивановича Симонова (почему я называю его полным именем, сейчас поймёте) – я в какой-то момент понял, что они служат превосходным учебником для дирижёров. Не школярским пособием типа «делай как я», но подлинной школой зрелого отточенного мастерства. Скрупулёзной проработкой всех деталей и балансом групп. (Потому-то и хочется называть его полным именем).
Всё это делает его настоящим Учителем: и уважительно хранящим высокие традиции профессии, и развивающим их своей индивидуальностью. Индивидуальность эта слышна с первых же звуков симфонии – длительности ферматы в первом такте. Она чуть короче, чем в привычных записях О. Клемперера или К. Бёма, не говоря уже о С. Челибидаке. Это придаёт исполнению динамизм.
Так эта фермата прозвучала и в юбилейном концерте. Но динамизм этот не наносит ущерба общей монументальности и величественности Пятой симфонии. Она звучит как единое целое, несмотря на членение на четыре части.
Каждая из частей замечательна. У меня любимая – вторая часть, Andante con moto. Но только в синтезе всех частей Пятая симфония Бетховена блистает вершиной недосягаемой высоты, в обществе Соль-минорной Моцарта, Четвёртой Брамса, Шестой Чайковского, Пятой Малера, Пятнадцатой Шостаковича, Восьмой Шнитке. (Таков мой выбор. Ваш список, читатель, может быть иным, однако присутствие в нём Пятой симфонии Бетховена легко предсказуемо, не так ли?)
Но есть ещё одна особенность исполнения Симоновым Пятой Бетховена. Он её не просто исполнил, он её пропел! Благо что природа симфонии позволяет это сделать. Но позволяет это и академический оркестр, руководимый Симоновым вот уже восемнадцать лет и по праву входящий в пятерку лучших московских оркестров.
Исполнение «Дон Кихота» Рихарда Штрауса продемонстрировало, какой разнообразной колористической палитрой владеют оркестр и его худрук, какими тонкими штрихами прописана каждая из тринадцати вариаций.
Выбором этого произведения для своего юбилейного концерта Юрий Симонов приоткрыл часть сокровищницы оркестра – его солистов. Это скрипач Дмитрий Шорохов и альтист Владимир Зимаков, солировавшие в «Дон Кихоте».
Но наиболее ярко выраженный сольный характер носит здесь партия виолончели. Её исполняли и записывали самые великие мастера: Ростропович, Гутман, Дю Пре, Йо Йо Ма, Фурнье, Тортелье и другие. Поэтому особого разговора заслуживает концертмейстер группы виолончелей, исполнивший в этом концерте сольную партию в «Дон Кихоте», блистательный Игорь Зимин.
Помимо игры в оркестре, он ведёт интенсивную и успешную сольную деятельность. У него даже есть свой цикл концертов в Музее музыкальной культуры им. Глинки и Камерном зале Московской филармонии, куда он привлекает музыкантов из АСО МГФ.
Игорь Зимин – тот редчайший случай, когда оркестрант из струнной группы сохраняет себя и прекрасным солистом вне оркестра. (В Москве я знаю ещё только одного такого музыканта: концертмейстера Госоркестра им. Светланова скрипача Сергея Гиршенко.)
Игорь Зимин провёл виолончельную партию блестяще. Любой оркестр был бы счастлив иметь в своём составе такого великолепного мастера.
Юрия Симонова не зря называют королём бисов. Бис, как всегда, блистал. В этот вечер прозвучала Сюита вальсов из оперы Р. Штрауса «Кавалер розы».
Нельзя не отметить ещё одну важнейшую сторону творчества Юрия Симонова, не нашедшую полного отображения в юбилейный вечер. Я имею в виду его предельно тактичный и доброжелательный аккомпанемент в инструментальных концертах. (Свежий пример – 31 января в Зале «Филармония-2», когда оркестр очень чутко аккомпанировал Айлену Притчину в двух скрипичных концертах Паганини.)
Юбилейный вечер открыла краткая официальная часть. На сцену главного филармонического зала Юрий Симонов вышел вместе с министром культуры Российской Федерации Владимиром Мединским. Зал встретил юбиляра стоя, длительной овацией. После неё министр сказал, что ему нечего добавить к такой реакции зала, зачитал поздравление от Президента России В. Путина и вручил от имени Председателя правительства России Д. Медведева поздравительное письмо и корзину роскошных роз.
Владимир Ойвин