Уже ясно, что нам звезды светят, главным образом, с Запада. Даже если они родились на Востоке.
Уходя из сферы иносказания и обращаясь напрямую к предмету разговора, просто повторим давно открывшуюся истину: чтобы тебя признали у себя дома, лучше прославиться на чужбине. Это специфически наш, отечественный вариант, русский путь к признанию, который ведет через Европу и Америку. Благодаря западной агентуре мы узнали, что Анна Нетребко – великая певица; не так давно громко заявила о себе замечательное сопрано Ольга Перетятько, и вот теперь взошла еще одна звезда — Юлия Новикова.
Случайно или так было запланировано, но Юлия приняла участие в программе собственного имени – «Ромео и Джульетта», представленной публике в Большом зале филармонии 19 февраля. В России в XIX веке итальянское имя героини знаменитой трагедии Шекспира писали именно как Юлия. Программа прошла при поддержке оркестра Михайловского театра, за дирижерским пультом которого стоял француз Жан Феррандис. Концерт был организован «Национальным оперным центром» в рамках проекта «Солисты оперных театров мира в Санкт-Петербурге».
В петербургской филармонии Юлия Новикова вместе с Ромео (Себастьен Гез) пела дуэты. Кроме того, она самолично исполняла арии из «Ромео и Джульетты» и некоторых других опер, где раскрывается тема любви.
Юлия Новикова начала заниматься музыкой в совсем юном возрасте – в четыре года.
«Я умела играть на маленьком синтезаторе и на ложках. А также могла повторить сыгранную на фортепиано мелодию»,
– рассказывает Юлия. Рано воспитанный слух – большая опора ей сегодня: пение Новиковой абсолютно интонационно чисто.
У Новиковой путь к известности и востребованности несколько отличался от проложенного другими исполнителями. Однажды летом, практически наобум, она пошла на прослушивание в оперный театр города Дортмунд, и ее взяли в труппу. При сильно формализованной системе отбора певцов в Германии, когда оперные театры не берут артистов с улицы, а пользуются протекцией агентур, можно считать, что Юлии сильно повезло. Последующее движение оказалось в ее руках.
Важной ступенькой на ее пути наверх стала победа на конкурсе «Опералия», затем в 2010-м году был проект «Риголетто Мантуанский» – трансляция в прямом эфире на 138 стран оперы Верди «Риголетто», где каждая картина игралась в покоях дворца настоящей Мантуи. Особый статус проекту придало участие знаменитого тенора Пласидо Доминго, который исполнил в нем партию заглавного героя, в тембровом смысле «опустившись» до баритона. Сцены горбатого шута при дворе герцога Мантуанского с его хрупкой, изящной, ангельски чистой дочкой Джильдой-Новиковой сыграны с таким чувством и правдоподобием, что трудно было предположить, будто отношения мэтра и молодой певицы за кадром могут оказаться иными.
Отношения певцов действительно остаются почти столь же доверительными, как в опере. Юлия сказала, что отеческие чувства знаменитый артист сохранил к ней до сих пор. Они видятся, хотя довольно редко: у Доминго «очень плотный график, и он летает между континентами столь же часто, как другие люди между городами». Арию Джильды из «Риголетто» Верди Новикова исполнила легким, инструментальным, «флейтовым» звуком, напоминавшем, как заметил один из поклонников певицы, манеру ее учителя — профессора петербургской консерватории Ольги Кондиной.
На концерте в Большом зале филармонии первое отделение было французским, второе — итальянским. До антракта звучали сцены из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» и «Манон» Массне, после – сцены из опер Верди и Доницетти. Вальс Джульетты — легкий и наивный – пролетел, как одно мгновение восторга. Гибкость фразировки, умение «поиграть» звуком, прожить музыкальную фразу, единство музыкальной фразы и жеста, одно другое дополняющих — все эти характеристики могут быть присвоены искусству молодой певицы.
Казалось, Юлия создана для пения в любовных сценах. В конце дуэта с Ромео, где певица показала высокий градус драматизма, ее партнер был награжден чувственным поцелуем в губы, и только последующий за ним галантный поцелуй руки показал, что это была всего лишь игра.
Певица испытывает особую тягу к французскому репертуару, считая свой голос более всего предназначенным для французской музыки. Ради работы на лирико-французском фронте певице даже пришлось пойти на жертвы. Когда Юлия заканчивала петербургскую консерваторию, у нее было высокое колоратурное сопрано, и ее «коньком» была цирковой сложности ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Эта партия — весьма «продажный» товар: ее могут петь немногие, а «царицы» всегда востребованы. Но Юлия решила культивировать другие краски голоса, не такие звонкие, более мягкие, более нежные.
Пока основным ареалом выступления Новиковой является Германия. Но с такой тягой к французской музыке найти подходящий ангажемент в Германии не так и легко. Поэтому в планах певицы значится Франция. При этом она не забывает и Россию, Петербург, где работает ее профессор, не перестающий помогать звезде совершенствовать свое мастерство. Нынешний концерт стал наглядным доказательством этого.
Виктор Высоцкий, “Искусство ТВ”