Концертом-постлюдией во Пскове 10 мая завершился XIII Московский Пасхальный фестиваль, который может претендовать на статус географически самого масштабного музыкального форума в мире.
Валерий Гергиев по традиции выдает классическое искусство на-гора в стахановских объемах: за 26 дней он объехал ровно столько же российских городов, в которых дал 43 концерта (один из них — внеплановое бесплатное выступление в Оренбурге — был организован прямо на ходу). «От Калининграда до Владивостока» в данном случае — не метафора, а вполне реальные точки гастрольного маршрута.
Существенную часть этого маршрута оркестр Мариинского театра проехал на предоставленном РЖД спецпоезде, ради которого каждый год корректируется расписание регулярных перевозок. В более отдаленные места музыканты добирались чартерными авиарейсами.
Реагируя на тенденции времени, Гергиев усилил военную составляющую фестиваля (официальной причиной стала сотая годовщина Первой мировой войны). Впервые в афише появились коллективы Вооруженных cил РФ, а некоторые концерты были устроены прямо в воинских частях.
Кульминацией «военного крыла» Пасхального фестиваля стал концерт в столичном Театре Российской армии, где Гергиев сыграл для военнослужащих Девятую симфонию Бетховена. Несмотря на плохую акустику, энергия, излучаемая со сцены, добиралась до галерки — не в последнюю очередь благодаря хору мальчиков, который не предусмотрен автором, но введен дирижером.
Такова еще одна составляющая фестиваля, на которой Гергиев с недавних пор делает акцент — детское хоровое строительство в масштабах страны. Едва ли не на каждой пресс-конференции худрук Мариинского театра призывает региональные власти организовать хоры в тысячу юных голосов, подобные тому коллективу, которому были доверены кульминационные моменты церемонии закрытия Олимпиады в Сочи.
Среди западных звезд, разделивших пасхальные радости с Гергиевым, — бразильский пианист Нельсон Фрейре, который сыграл в двух столицах, и израильский скрипач Пинхас Цукерман, выступивший в Москве и четырех регионах.
Главной «приманкой» фестиваля изначально была Анна Нетребко, сегодня представшая в образе триумфатора «Евровидения» Кончиты Вурст. Примадонна должна была солировать в опере «Трубадур» Верди 9 мая, но отменила выступление, сообщив о болезни. Вместо нее Леонору спела еще одна солистка Мариинского театра Татьяна Сержан.
Их коллега Альбина Шагимуратова сдержала слово, выйдя на сцену 8 мая, несмотря на нестабильное самочувствие, и мастерски справилась с наиболее трудными ариями Римского-Корсакова и Глинки.
В течение всего фестиваля параллельно с гергиевскими гастролями шли хоровая, камерная программы и программа колокольных звонов, призванные создать живую и объемную среду Московского Пасхального, не зависящую от перемещений худрука и его оркестра.