В Музее имени Глинки дают увидеть звук и подирижировать оркестром.
Устроители выставки “Звук и… Вселенная, человек, игра” в Музее музыкальной культуры им. Глинки начинают свою экспозицию в полном мраке со звуков якобы бесшумной Вселенной (она звучит в синтезированных звуках, этаким глухим перекатом громов) и стука сердца матери, что слышит в ее животе ребенок. Этот стук тут даже можно увидеть – это графические колебания на голографическом экране.
А вот так можно самому изобразить звук природы и понять что, скажем, завывающий ветер делает с деревьями: тебе дают трубу и в нее можно повыть, глядя на то, с какой силой ветер воет из твоих уст – “легкий ветерок” ли он, сдувающий на экране пару-тройку листиков с дерева – или “могучий ураган”.
Что есть звук, из чего он физически состоит, как он возникает и, в конце концов, как и из чего его, высокохудожественный, создать – вот о чем эта интерактивная выставка “Звук и…”.
Зритель заходит в музей из города, не обращая внимания на то, как его город звучит – и ему об этом напоминают в первом зале: вот так стучали лопаты, которыми рабочие укладывали песок на соседней с музеем улице, где-то рядом орудовали и топоры – и можно постучать палочками по лопатам разного размера на своеобразной ударной установке.
Вот так на разные тембры гудели у тебя в доме водопроводные трубы – из них, разнокалиберных, тут целый узел сплетен и у каждой своя нота. Звукоизоляция в квартире не дает тебе насладиться разговорами соседей? Специально для тебя к стенке прикреплены полочки с кружочками и номерами квартир, приложи кружку к стенке: в 13-й, как всегда, брешут всерьез.
А вот в соседнем зале “Звуки и физика” тот самый кристаллический песок, рядом камушки покрупнее, вода, все в колбах. Колбы – часть особого прибора. Ультразвук наше ухо не слышит – а вот песок и вода “слышат” его, под его воздействием смешиваются, вода мутнеет, выпадает осадок, капли оседают на стенках колб. И ты понимаешь, как действует звук – тот самый, с приставкой “ультра” – на мир.
Но на выставке “Звук и…” не только стучат лопаты и булькает вода. Музыка в залах выставки всюду. Ты можешь услышать, как “звучат” главные мировые столицы (для этого всего лишь сунь голову в бочку “Рим” или “Лондон”), сам наиграть ее не только собственным телом на битбоксе, а можешь на синтезаторе или скрипке.
А то “нарежь” мелодию на диджейском пульте под началом опытных музыкантов – наушники с экранами, с которых звезды нашей музыки учат тебя обращаться с инструментами, не пустуют в своем зале никогда. Ты узнаешь тут, спев в особый микрофон, какого тембра у тебя голос, а, записав с ним песню, добавить к ней искажения, эхо, реверберацию – и получить на выходе на собственной почте готовую композицию.
В самом же конце выставки можно просто взять в руки дирижерскую палочку и маэстро Юрий Башмет с мультимедийного экрана даст тебе возможность подирижировать оркестром “Солисты Москвы” – и потом оценит твое выступление.
Есть на выставке и небольшая комната, где не слышно звуков, сплетенных в каждом зале в свою мелодичную какофонию, и где можно, казалось бы, стряхнуть с ушей эту разноцветную звуковую лапшу. Но работающий за стенкой кондиционер все равно придется услышать…
Александр Васянин, “Российская газета”