Международный Дягилевский фестиваль, который проходит сейчас в Перми, стал точкой мощного притяжения и публики, и артистов – в самом широком понимании этого слова.
Яна Мирой – о самых интересных событиях и встречах минувшего фестивального дня.
Перми 296 лет и 17 дней. Официальная дата основания – 4 мая 1723 года. Последние 8 лет культурной истории города ассоциируются с Теодором Курентзисом. При нем Дягилевский фестиваль стал громким международным событием.
«Искусство – это лечебное. Мы должны излечиться от негативного. Мы выходим очищенными и обновлёнными. Это то, что мы пытаемся делать»,
– объясняет Теодор Курентзис.
11 дней фестиваля, десятки событий. Причём не только музыкальных. Главное слово для Дягилевского фестиваля – коммуникация. Артисты и художники из многих стран. Разные виды искусства – музыка, живопись, театр, перформанс.
Всё находится в активном взаимодействии не только ради самого процесса. Сверхзадача – создать модель искусства будущего.
Михаил Алшибая – доктор медицинских наук. Руководит отделением коронарной хирургии в центре Бакулева. Каждый день делает операции на сердце. А ещё он страстный собиратель искусства. Говорит, у медицины и живописи много общего.
«Мой дед был врачом, окончил Императорский Казанский университет, медицинский факультет. И его книжки, атласы с картинками сыграли свою роль»,
– признается Михаил Алшибая.
Михаила Алшибая интересует второй авангард. У него несколько тысяч работ художников-нонконформистов. Но коллекционер считает, самое ценное – это собрание историй.
«Эту картину мне продали как мальчика с гитарой. А оказалось это автопортрет художника, художницы. Ее звали Гаяна Каждан. Это была очаровательная девушка, вокруг которой собирались все герои тогдашней, как говорят, тусовки»,
– показывает Михаил Алшибая.
Еще одна точка на карте фестиваля – органный зал краевой филармонии. Концерт золотого медалиста конкурса Вана Клиберна – Вадима Холоденко. Меломаны говорят: Холоденко – это мужская игра. Минимум интерпретации. Главное – максимально раскрыть замысел композитора.
«Хорошо, что нет единого эталона. Естественно, идет борьба. Это эталонная запись одного пианиста, эталонная запись другого пианиста, исполнение историческое такое или другое. Но музыка всегда живая. И я пытаюсь максимально ясно передать авторский текст»,
– объясняет Вадим Холоденко.
Критики строят такую логическую цепочку. На Дягилевском фестивале есть и строгая классика, и радикальные эксперименты. Такое напряжение между разными полюсами создаёт магнетизм, который притягивает.
Яна Мирой, телеканал “Культура”