
Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса дал благотворительный концерт в честь празднования Адвента для «Süddeutsche Zeitung».
Одно из крупнейших немецких изданий в области периодики «Süddeutsche Zeitung» ежегодно устраивает совместный проект с оркестром Баварского радио – SZ-Benefizkonzert. Целью данного мероприятия является сбор пожертвований от читателей газеты нуждающимся в помощи больным людям в Мюнхене.
За последние два года, благодаря 22 000 читателей «Süddeutsche Zeitung», было собрано свыше пяти миллионов евро на социальные проекты.
Программа нынешнего благотворительного концерта, который проходил в Геркулес зале Мюнхенской резиденции, была составлена из произведений Иоганнеса Брамса и Яна Сибелиуса.
В Двойном концерте Брамса выступили знаменитые немецкие музыканты – скрипачка Анне-Софи Муттер и виолончелист Максимилиан Хорнунг.
Это произведение было создано Брамсом в 1887 году специально для скрипача Йозефа Иоахима и виолончелиста Роберта Хаусмана.
Оркестровка сочинения изобилует яркостью и драматизмом, виртуозные партии солирующих инструментов при этом сдержанны и в то же время проникнуты светлой безмятежной лирикой.
Отмечу предельно выразительную игру Анне-Софи Муттер и Максимилиана Хорнунга. Диалоги скрипки и виолончели были созвучны человеческому голосу, настолько естественной и органичной оказалась манера музицирования солистов, сопровождаемая дивным аккомпанементом Баварского оркестра. Марис Янсонс выступил чутким партнером солистов, предоставляя им творческую свободу интерпретации.
Концерт завершила Вторая симфония Яна Сибелиуса. В декабре классику финской музыки исполнится 150 лет со дня рождения, поэтому присутствие данного произведения в программе вечера оказалось весьма актуальным.
Премьера симфонии с большим успехом прошла в Хельсинки 3 марта 1902 года под управлением автора. Впоследствии сочинение стало любимо публикой не только в Финляндии, но и за рубежом.
«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое»,
– отзывался Ян Сибелиус о процессе создания своей Второй симфонии.
И действительно, с первых тактов произведения композитор акцентирует внимание слушателя на таком пестром рисунке-узоре, составленном из мелких частиц тем. Пасторальный характер музыки пронизывает каждую из частей цикла.
Марису Янсонсу в интерпретации Второй симфонии удалось достичь необходимого баланса и гармонии восприятия образного мира сочинения.
Дирижер был полностью погружен в стихию развития музыкального материала, как и оркестр, который буквально повиновался каждому взгляду и жесту маэстро. Творческой натуре Мариса Янсонса несомненно близка музыка Яна Сибелиуса с ее мелодической красотой, рельефностью мысли и эпическим размахом. Вторую симфонию он неоднократно исполнял с самыми разными оркестрами мира и даже записал с Королевским оркестром Консертгебау, а несколькими десятилетиями раньше с Филармоническим оркестром Осло.
Каждая новая трактовка, безусловно, зависит от типа оркестра и его узнаваемого стиля звучания.
В случае с баварским коллективом очередному прочтению Второй симфонии Сибелиуса были присущи мягкость и лирическая кантилена, созерцательность, свойственные игре мюнхенских музыкантов.
Виктор Александров, Мюнхен (Германия), ClassicalMusicNews.Ru