В субботу, 10 мая 2008, в Большом зале Московской консерватории (БЗК) состоялся уникальный концерт: впервые в истории одновременно звучали 12 инструментов работы Антонио Страдивари (девять скрипок, две виолончели и альт), контрабас, виолончель и два альта Гварнери и альт Гаспаро да Сало.
Это лучшие инструменты из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, подчеркнул Юрий Башмет, вместе с камерным ансамблем “Солисты Москвы” исполнивший на раритетах произведения Моцарта, Баха, Телемана и Брамса. Маэстро выступал и как дирижер, и как альтист.
Такая акция имеет огромное значение для самих музыкантов – возможно, еще большее, чем для слушателей (по словам маэстро, даже профессионалы не всегда могут отличить “голос” скрипки Страдивари от звучания современного инструмента).
Но для исполнителя играть на инструменте великого мастера – это, по выражению Юрия Башмета, то же самое, что с “Жигулей” пересесть на “Порше”. Это огромное удовольствие, даже несмотря даже на то, что играть на малознакомом инструменте очень сложно – скрипки (альты и т.п.) несколько отличаются друг от друга по конструкции.
“Представьте себе пианино с разными по ширине клавишами”,
– пояснил Михаил Горонок, директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, на совместной с Юрием Башметом пресс-конференции перед концертом. По словам Башмета, для того чтобы наладить “семейную жизнь” в “любовном треугольнике из инструмента, смычка и исполнителя”, нужен, как минимум, год.
Все инструменты, звучавшие 10 мая в БЗК, имеют богатейшую историю, связанную как с великими музыкантами, на них игравшими, так и с бывшими владельцами.
Солист ансамбля Степан Якович играл скрипке, носящей имя “Юсупов”, – представитель этого княжеского рода в начале XIX века купил инструмент в Италии.
Почти сто лет одна из лучших скрипок Страдивари, созданная мастером в возрасте 92 лет, находилась в этом семействе, в начале ХХ века она хранилась во дворце Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге. На ней изредка играли члены семьи. В остальное время она была выставлена в особой витрине в форме фонаря, сделанной на заказ по проекту Феликса Юсупова. Но в 1917 г. скрипка исчезла, многие думали, что Юсуповы вывезли инструмент за границу.
Однако в 1919 г, когда дворец Юсуповых был превращен в Дом учителя, уникальный инструмент был найден в подвале в одном из тайников.
Как заявил Юрий Башмет, цель проведения акции, состоявшейся при поддержке Министерства культуры России, Федерального агентства по культуре и Госколлекции уникальных музыкальных инструментов, – привлечь внимание к состоянию Госколлекции.
Необходимо отреставрировать раритетные инструменты, здание, в котором размещается уникальное собрание, также нуждается в ремонте. Кроме того, коллекцию надо пополнять. Например, в маленькой Японии находятся 60 инструментов Страдивари – раз в пять больше, чем в России, рассказал музыкант.
Правда, там инструменты находятся в различных частных коллекциях, а не собраны в одном месте, как в РФ. После развала СССР 13 инструментов из Госколлекции остались за пределами России – на Украине, в Грузии и Азербайджане (они были предоставлены музыкантам, проживавшим в этих республиках, и после распада страны раритеты вернуть не удалось).
Башмет подчеркнул, что данная акция смогла состояться не потому, что “у меня хорошие отношения с Соколовым, Швыдким (соответственно министр культуры и глава Федерального агентства по культуре. – прим. ИА REGNUM) и директором Госколлекции”, а потому, что государство стало больше внимания уделять проблемам культуры. Маэстро планирует записать компакт-диски с музыкальными произведениями, исполненными на уникальных инструментах, и организовать турне по стране.
Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов – это крупнейшее в мире собрание струнных инструментов работы мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры скрипичного мастерства работы Страдивари, Гварнери, Амати и других великих мастеров.
Датой основания коллекции считается 28 февраля 1878 года. В этот день известный московский коллекционер и меценат Константин Владимирович Третьяков (однофамилец основателя Третьяковской галереи) передал в дар Московской консерватории свою личную коллекцию уникальных смычковых музыкальных инструментов для “употребления беднейшими учениками”. С тех пор коллекция постоянно пополнялась, и сейчас она состоит из нескольких сотен инструментов.