15 ноября 2019 года в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга презентовали восстановленную партитуру сочинения Гавриила Ломакина — кантату Stabat mater.
Событие состоялось в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Кантата Stabat mater более 150 лет не звучала в культурной столице России, партитура долгое время считалась утраченной.
Произведение представляет собой сплав традиций русской музыки и западноевропейского жанра Stabat mater, широко распространённого в странах Европы с ХIV века. К нему обращались многие композиторы, среди которых А. Вивальди, Дж. Перголези, Й. Гайдн, Ф. Шуберт, Дж. Россини.
Сочинение было исполнено симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии, главный дирижёр — заслуженный деятель искусств РФ Рашит Нигматуллин; академическим хором Белгородской филармонии, главный дирижёр — Елена Алексеева.
Солистка — лауреат международного конкурса Оксана Никитина (меццо-сопрано).
Изданные ноты кантаты будут преподнесены в дар концертным организациям, хоровым училищам и профильным вузам России.
Кроме произведения Гавриила Ломакина в зале капеллы звучали Гуань Ся — Концерт для фортепиано с оркестром, солировал лауреат международных конкурсов Максим Могилевский, «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского. На бис был исполнен хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки.
Посетителям форума также была представлена оригинальная выставка живописи потомков Гавриила Ломакина из фондов Белгородского государственного художественного музея.
Незаслуженно забытые музыкальные шедевры «оживают», возрождаются и становятся национальным культурным достоянием лишь тогда, когда исполняются. Гости события в буквальном смысле наблюдали за возвращением крупнейшего шедевра русской музыки ХIХ века.
Гавриил Якимович Ломакин – крупнейший хоровой дирижёр и композитор, автор хоровых вокальных сочинений, духовных песнопений, педагог. Родился в 1812 году в Борисовской слободе (ныне посёлок Борисовка Белгородской области), был крепостным графов Шереметевых, которые в силу рано проявившегося у Ломакина музыкального таланта, отправили его в Петербург для обучения.
В капелле графа Шереметева молодой музыкант прошёл хорошую школу, и в 19 лет стал капельмейстером. Обучал певчих музыкальной грамоте, вокалу, создал собственную методику обучения хоровому пению, пособия, аранжировки, аккомпанировал пению на фортепиано.
За большие успехи получил свободу. Именно Ломакин стоял у истоков всеобщего обучения певческим навыкам, музыкальной грамотности и музыкального просвещения. Вместе с М. Балакиревым он являлся создателем Бесплатной музыкальной школы, сыгравшей огромную просветительскую роль в ХIХ веке.
Пресс-служба БГФ