Третий фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки» в Зеркальном фойе «Новой оперы» открылся 13 февраля 2016 года концертом баритонов Алексея Богданчикова и Игоря Головатенко.
За роялем – традиционно автор проекта, директор «Новой Оперы» и концертмейстер фестиваля Дмитрий Сибирцев. Ведущий фестиваля и автор комментариев Михаил Сегельман. В этом году фестиваль обозначен как «Образы. Темы. Истории».
Алексей Богданчиков исполнил два вокальных цикла: Роберта Шумана «Любовь поэта» на стихи Генриха Гейне и Густава Малера «Песни странствующего подмастерья» на его собственные стихи. Цикл Малера существует в двух вариантах: с оркестровым аккомпанементом и с авторским переложением для фортепианного аккомпанемента.
Исполнение Богданчиковым вокального цикла Шумана «Любовь поэта» с полным основанием можно назвать успешным.
В этом году по сравнению с предыдущим фестивалем, в котором он исполнял романсы П. Чайковского, Богданчиков сумел обуздать оперную природу своего голоса и заставил звучать его в камерной манере, что в процессе подготовки, скорее всего, потребовало от певца значительной вокальной работы. И надо признать, что в исполнении цикла Шумана Богданчиков добился стилистической точности камерного исполнительства.
Отмечу три песни, исполнение которых мне понравилось более других: №4 Wenn in ich deine Augen she (Встречаю взор твоих очей); № 6 Im Rhein, im heiligenStrome (Над Рейна светлым простором); № 13 Ich hab im traum geweinet (Во сне я горько плакал). Как мне кажется, Богданчикову ближе по настроению лирические или трагические песни. Он артист крайних эмоций, стрессовых ситуаций, ярких страстей.
Более тактично и стилистически точно по сравнению с прошлогодним аккомпанементом романсам П. Чайковского, прозвучал аккомпанемент Дмитрия Сибирцева в цикле Шумана, хотя изредка он всё же перебирал в динамике.
Первая песня странствующего подмастерья «Wenn mein Schatz Hochzeit macht» («Бел как снег твой наряд») Густава Малера прозвучала хорошо по тембру и интонации и у Богданчикова, и у Сибирцева. Как-то очень по малеровски в моем понимании. Но потом создалось впечатление, что пару исполнителей незаметно подменили.
Остальные три песни в исполнении Богданчикова и Сибирцева потеряли эту малеровскую интонацию и прозвучали грубо, крикливо и у певца, и в партии фортепиано. Звук лишился объемность и стал плоским. Осталось впечатление, что малеровский цикл Богданчиковым и Сибирцевым ещё недоработан.
Вообще не понятно, зачем малеровский цикл включили в программу концерта. 16 песен шумановского цикла вполне достаточно для одного отделения концерта. Тем более, что и малеровский цикл в этом концерте был выделен в свое отделение.
Программу первого концерта нынешнего фестиваля «Вокальные перекрестки» исполнением «Песен и плясок смерти» Модеста Мусоргского завершил Игорь Головатенко. Его превосходный голос в этом концерте был несколько больше объема Зеркального фойе, звучал излишне громко и как следствие в довольно однообразной вокальной палитре. Особенно заметно это проявилось в «Полководце»
Можно предположить, что концерт в рамках «Вокальных перекрестков» не был конечной целью Головатенко, а стал этапом к исполнению «Песен и плясок смерти» с НФОР п/у Владимира Спивакова, которое намечено на 28 марта в Светлановском зале Московского международного дома музыки.
Но мне кажется, что этот аргумент не может быть достаточным. Одной из граней мастерства вокалиста должно быть умение достаточно мобильно переходить от пения под рояль к исполнению в сопровождении оркестра.
Повторенная на бис «Серенада» прозвучала тоньше и разнообразней по вокальным краскам.
Очень уместны и содержательны, но при этом лаконичны комментарии Михаила Сегельмана.
Владимир Ойвин