Петербургские и московские театральные критики откровенно недовольны назначением Владимира Кехмана на должность директора Новосибирского театра оперы и балета и вновь припоминают ему бизнес-скандалы прошлых лет. Хотя бизнесмен перед законом чист, но, что называется, осадок остался.
История с нашумевшей постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, хоть и не потянула на уголовное дело, но закончилась отрешением от должности директора театра Бориса Мездрича и назначением на этот пост руководителя петербургского Михайловского театра Владимира Кехмана, не раз ругавшего скандальную постановку режиссера Кулябина в прессе.
Олигарх — принц Лимон — дирижер
О Владимире Кехмане в Петербурге заговорили в 2007 году, когда он возглавил Театр оперы и балета им. Мусоргского, которому он тут же вернул историческое название Михайловский театр. Тогда театральную общественность возмутил тот факт, что главой творческого коллектива стал весьма далекий от театра предпринимать, сделавший состояние на фруктовом бизнесе.
Созданный им в 2003 году холдинг JFC контролировал треть импорта бананов в Россию, именно тогда за Кехманом закрепилось прозвище «банановый король». К этому времени в послужном списке Кехмана – брокер, риелтор, успешный коммерсант, но только не театральный деятель. Злые языки тогда «прогнозировали», что после появления Кехмана в Михайловском театре откроют фруктовый магазин.
Вместо этого, заняв ответственную должность, Кехман обнаружил в себе тягу к творчеству и начал демонстрировать петербургскому зрителю свои таланты – то в образе принца Лимона в спектакле «Чиполлино», а один раз даже в роли дирижера. В 2008 году из-за конфликта Кехмана с режиссёром Михаилом Дотлибовым была скандально снята с премьеры опера «Евгений Онегин», а потом с должности художественного руководителя ушла оперная дива Елена Образцова, ныне покойная. За ней последовал и дирижер Андрей Аниханов, которому Кехман якобы посоветовал «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком.
Тем временем бизнес у директора театра разладился. В 2012 году в Великобритании олигарх был признан банкротом; в России, по данным РБК, Сбербанк заявлял о якобы невозвращенной Кехманом сумме в 6 млрд рублей, общие претензии кредиторов к бизнесмену превышали тогда 18 млрд рублей. В 2014 году Кехман стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах. Однако позже обвинения с Кехмана были сняты и, по последним данным из открытых источников, бизнесмен преодолел процедуру банкротства.
При этом даже недоброжелателям пришлось признать, что при Кехмане Михайловский театр расцвел и похорошел – здание было богато отремонтировано, труппа обновилась и стала ездить на международные конкурсы, а для работы с артистами приглашают ведущих специалистов оперы и балета со всего мира.
Не подражать мракобесам
Однако петербургские театральные успехи Владимира Кехмана не убедили тех, кто критически настроен к его деятельности, в том числе предстоящей – на посту директора Новосибирского театра оперы и балета.
Став новым руководителем театра в Новосибирске, Кехман едва ли сможет проявить компетентность, поделился своим мнением с корреспондентом Федерального агентства новостей петербургский критик и историк театра Алексей Пасуев.
«Господин Кехман не имел никакого отношения к искусству, когда был назначен директором Михайловского театра в Петербурге, не имеет и сейчас, когда к этому посту прибавилось директорское кресло Новосибирского оперного театра. Увеличилась в размерах только лояльность этого персонажа к любым действиям властей – как светских, так и церковных (чему ничуть не помешало его активное в прошлом сотрудничество с тем же Маратом Гельманом). Собственного же мнения по поводу развития музыкального театра у него как не было, так и нет. Как он будет совмещать руководство столь удаленными друг от друга географически объектами, вообще ума не приложу»,
– заявил театральный критик.
Коснувшись скандальной ситуации с постановкой в Новосибирске оперы «Тангейзер», вызвавшей возмущение православной общественности, Пасуев заметил, что считает «вмешательство церкви и власти в дела культуры абсолютно неприемлемым».
«Мы, человечество, неоднократно на эти грабли в своей истории наступали – и ни разу ничем хорошим это не закончилось. Не стоит уподобляться как европейским средневековым мракобесам, так и современному «Исламскому государству». Тем более – не стоит награждать крупными постами в сфере культуры людей, которые эту самую культуру помогают разрушать»,
– говорит эксперт.
Простые истины снова требуют доказательств
Когда один директор театра занимает кресло другого с нескрываемой радостью, с точки зрения морально-этических норм, это не является приемлемым поступком, считает писатель, журналист, театральный критик, автор знаменитого романа «Театральная история» Артур Соломонов.
«Ситуация как из плохого кино: один человек (Владимир Кехман) в присутствии начальства (Владимира Мединского) ругает работу другого (Бориса Мездрича), и вскоре того увольняют, а «критика» назначают на его место»,
– сказал Соломонов корреспонденту ФАН.
«Абсурд, в который мы погружаемся все глубже, заставляет забыть о простых вещах: что смещать коллегу и занимать его место – нехорошо; что художнику действительно нужна свобода творчества, и это не просто слова; что Министерство культуры – орган, призванный хотя бы не мешать деятелям культуры… Мы попали в странную ситуацию, когда прописные истины снова требуют доказательств»,
— аргументирует Соломонов.
По его мнению, события вокруг постановки «Тангейзера» и увольнение директора театра, который поставил в репертуар эту оперу Вагнера, подводят к вопросу о доверии деятелей искусства страны к министру культуры Владимиру Мединскому.
«Уволить его они не в состоянии, но они в силах вынести на обсуждение вопрос о его некомпетентности, о несоответствии занимаемой должности. И тем самым выразить отношение к возвращению цензуры в искусство, а также вмешательству церкви в его дела. Потому что, несмотря на слова о «возможной вине» директора театра, о «излишней эпатажности» режиссера спектакля, которые порой произносят деятели культуры, они прекрасно понимают, свидетелями какой тенденции мы все являемся. Вопрос в том, назовут ли они вещи своими именами, и смогут ли сделать это сообща»,
– сказал Соломонов корреспонденту ФАН.
…Тем временем, коллеги Бориса Мездрича согласовали с мэрией Новосибирска митинг в поддержу уволенного театрального менеджера и оперы «Тангейзер». Акция «За «Тангейзер» и свободу творчества» состоится в Новосибирске 5 апреля перед зданием театра оперы и балета.
Диана Колобаева, Федеральное агентство новостей