Концертом в столичном Зале имени Чайковского при участии Российского Национального Оркестра завершился X фестиваль Vivacello – единственный в России фестиваль виолончельной музыки.
Его придумал виолончелист Борис Андрианов, который считает, что спрос на классическую музыку высокий, а предложение низкое.
Фестиваль Vivacello – хорошее предложение. Лучшие виолончельные силы мира выступают в российской столице за пару фестивальных недель. А мечтает Андрианов о трехнедельном Vivacello.
На борьбу с ветряными мельницами Борис Андрианов отправляется без меча и рыцарских доспехов. Перевоплощаясь в Дон Кихота, использует единственное доступное и привычное для него оружие – виолончель.
Фантастические вариации на тему «Дон Кихота» Рихарда Штрауса – в репертуаре Бориса Андрианова, но никогда прежде музыкант не включал их в программу Vivacello. Теперь решился на эксперимент – соединить музыку Штрауса с текстом Сервантеса.
«С текстом я вообще не помню, чтобы когда-либо звучал, но это странно, ведь там есть точная программность, каждая вариация имеет название»,
– отметил заслуженный артист России, художественный руководитель фестиваля «Vivacello» Борис Андрианов.
Сколько раз дирижер Дмитрий Юровский перечитывал произведение Сервантеса, уже и не помнит: и в 7, и в 12, и в 18 лет. А симфонической поэмой Рихарда Штрауса не только дирижировал, но и солировал – на виолончели.
«Борьба с ветряными мельницами – удел артиста, и в этом присутствует символизм»,
– рассказал дирижёр Дмитрий Юровский.
Символично и то, что на этом концерте Юлиан Рахлин одновременно и дирижирует, и солирует. Свою партию в Тройном концерте Бетховена исполняет на скрипке Антонио Страдивари 1704 года.
«Скрипочка пожилая, но звучит так, как будто вчера сделали, в хорошем смысле. Счастье играть 11 лет на ней»,
– рассказал скрипач Юлиан Рахлин.
Доминирует в произведении партия виолончели. Критики называют это своего рода компенсацией за отсутствие в творчестве Бетховена виолончельного концерта. Опус жизнеутверждающий, оптимистичный, прославляющий радость бытия, требующий виртуозности от исполнителей.
«Это уникальная возможность поиграть камерную и симфоническую музыку»,
– отметил пианист Алексей Володин.
Камерная и симфоническая музыка, кроссовер-проекты, театральные постановки – неотъемлемая часть Vivacello. Среди самых ярких событий X смотра – премьера сочинения Гии Канчели для виолончели с оркестром, написанное для Бориса Андрианова.
X фестиваль подвел итоги, и уже началась работа над новыми сочинениями, премьеры которых прозвучат на следующем фестивале.
Лидия Алешина, Новости культуры