Соблюдая двухгодичный график, в Москве стартовал фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…”.
Поддержанный как бизнес-спонсорами, так и Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Правительством Москвы, он проходит уже в четвертый раз. На предшествующих фестивалях незабываемыми событиями стали выступления легендарной певицы Джесси Норман, блистательного итальянского баса Ферруччо Фурланетто, театральная постановка “Жанны Д’Арк на костре” Онеггера с великолепной Фанни Ардан и многое другое.
Формат этого года – семь концертов и фотовыставка, что на первый взгляд может показаться сужением рамок фестиваля. “Лучше меньше, да лучше” – так прокомментировал на пресс-конференции стратегию нынешнего фестиваля директор НФОРа Георгий Агеев.
Однако по персоналиям и разнообразию музыки, представленной в программах, он видится весьма и весьма представительным. Доминирующее положение занимает вокал. Дмитрий Хворостовский, Альбина Шагимуратова, Йен Бостридж, Уте Лемпер, Рэнди Кроуфорд – опера, камерное пение, кабаре, джаз: таков диапазон стилей, предлагаемых на фестивале.
Из инструменталистов Владимир Спиваков пригласил преимущественно артистов, составляющих сливки молодого поколения музыкантов: пианиста Дениса Мацуева, гобоиста Алексея Огринчука, виолончелиста Александра Бузлова. Как и прежде, сопровождают солистов оба оркестра Спивакова – “Виртуозы Москвы” и Национальный филармонический оркестр России.
Честь открытия в Светлановском зале ММДМ была доверена Денису Мацуеву, выбравшему для этого вечера Первый и Второй концерты Чайковского (сыгранные, правда, в обратном порядке). Впрочем, Денису удавалось решать и более сложные задачи: его конек – все три концерта Чайковского в один вечер, которые прозвучали не только в Москве, но и в Будапеште, Лондоне и Нью-Йорке.
Замечательный Второй концерт Чайковского предоставляет богатые возможности не только пианисту, но и оркестру. Там нет таких каверзных и неудобных моментов для духовых, как в Первом концерте, зато есть роскошные соло первой скрипки и виолончели во второй части. Здесь, как, впрочем, и всегда, концертмейстеры НФОРа Еремей Цукерман и Юрий Лоевский продемонстрировали свои сильные стороны – красоту кантилены, музыкантскую тонкость, ансамблевое взаимопонимание. Пожалуй, их игра произвела большее впечатление, чем интерпретация солиста.
Мацуев верен своему амплуа виртуоза и в этом качестве не разочаровывает. Его громоподобные октавы, непринужденная мелкая техника безотказно впечатляют публику. Но порой хочется менее стандартных и ожидаемых трактовок, внимания к звуковому разнообразию, большей детализации фразы, пусть и исполнял Мацуев Первый концерт триста раз. Для этого у победителя XII Международного конкурса имени Чайковского есть все возможности, ведь он выступает с такими выдающимися мастерами нашего времени, как Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Михаил Плетнев.
Думается, именно благодаря игре НФОРа под управлением В. Спивакова известная музыка Чайковского прозвучала свежо, с искреннем чувством, придав атмосферу праздника открытию фестиваля.
Фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…” с самого начала своего существования приучил к тому, что на него приезжают самые яркие вокалисты мира. Дело тут не в пресловутом звездном блеске, а в особенностях дарований гостей фестиваля. Они покоряют своей непохожестью на других. Разве важно было несколько лет назад, что Джесси Норман приехала к нам на закате карьеры? Соприкосновение с такой стихийной силой остается в памяти в любом случае.
Англичанин Йен Бостридж, гость нынешнего фестиваля, – полная противоположность Норман. Его лирический герой принципиально лишен целостности. Он неврастеничен, ни в чем не уверен, его разъедает постоянное сомнение. Два года назад на “Декабрьских вечерах” Бостридж в подобной манере пел Шуберта, и созданный его голосом образ мятущегося и немного инфантильного романтика произвел неожиданно глубокое впечатление.
На это раз Бостридж включил в свою программу сочинения двух композиторов, тесно связанных с Британией, – арии из опер Г. Ф. Генделя и вокальный цикл “Озарения” английского классика XX века Б. Бриттена. Его партнерами по концерту стали “Виртуозы Москвы”.
Примерно половина концерта была посвящена исключительно инструментальной музыке, но вокальная стихия не была забыта ни на минуту. Сначала Владимир Спиваков и Алексей Уткин солировали в концерте для скрипки и гобоя с оркестром И. С. Баха. Оба музыканта принадлежат к числу лучших “певцов” на своих инструментах. Особенно заметным это было в adagio второй части, когда скрипка Спивакова и гобой Уткина с удовольствием сплетали свои голоса в элегическом дуэте.
Следующим номером программы была кантата И. С. Баха “О, человек, оплакивай свои грехи” в переложении для струнного оркестра. О том, что “Виртуозы Москвы” стремятся “пропеть” любую музыку, говорят часто, то в качестве комплимента, то с порицанием. В данном случае подобная манера выглядела весьма уместной – инструменты в руках музыкантов слили свои голоса в единый хор, словно прихожане протестантского храма.
Чувственным, “со слезой” звуком оркестр начал играть и следовавшего за Бахом Генделя. Тот, кто ожидал, что Бостридж подхватит предложенную стилистику, ошибся – его персонаж по привычке колебался, сомневался, мучился в нерешительности. Этот конфликт мнений по поводу барочной музыки так и не получил разрешения. Музыкальная сторона дела была в порядке, о большей аккуратности аккомпанемента нельзя и мечтать, но в отношении стиля исполнения Бостридж и “Виртуозы” к согласию так и не пришли.
Второе отделение концерта также началось с оркестрового номера. Три пьесы из “Лирической сюиты” А. Берга перенесли публику из XVIII в XX век, в котором даже заявленная в названии сюиты лирика оказывается запрятанной под гармоническими жесткостями. Стоит заметить, что концерт оказался выстроен на редкость ровно и логично, равно без тривиальности и нарочитого оригинальничания. Пары Бах – Гендель и Берг – Бриттен, подобранные по принципу исторической близости и эмоциональной несхожести, придали программе дополнительный интерес.
На нужном месте была предусмотрена и кульминация. Ею должен был стать вокальный цикл “Озарения”, написанный Бриттеном на стихи французского поэта Артюра Рембо накануне Второй мировой войны. Текст не был переведен на английский, мелодика поэтической речи была для композитора важнее буквального смысла слов.
Судя по всему, в понимании музыки раннего Бриттена Бостридж и “Виртуозы Москвы” оказались очень близки друг другу. Но стать полноценным событием этому моменту концерта помешала простуда певца. Проблемы с высокими нотами, намечавшиеся в начале вечера, во втором отделении дали о себе знать. Интерпретацию приходилось скорее угадывать, чем слышать. Показалось даже, что чересчур впечатлительный певец попросту боялся сорвать голос. По крайней мере, когда благодарная публика потребовала от него биса, он повторил один из фрагментов “Откровений” с гораздо большей свободой.
Один из наиболее ожидаемых концертов фестиваля оказался в большой степени концертом для воображения с оркестром. Но это, право, тот случай, когда никого из исполнителей в этом упрекать не хочется. Гарантированных чудес не бывает, тем более когда речь идет о вокале.
Евгения Кривицкая, Дмитрий Абаулин, газета “Культура”