В газете «Звезда» в рубрике «Угол зрения» под заголовком «Полигон для «Опергруппы» 14 августа было опубликовано открытое письмо группы граждан, выступивших с критикой в адрес действующего руководства Пермского театра оперы и балета.
Написанное в худших традициях массовой пропаганды и политических игр, это заявление заставило видных деятелей культуры Перми публично выступить в поддержку театра и его начинаний.
Однако редакция «Звезды» отказала в публикации мнения уважаемых пермяков, сославшись на отсутствие места на газетной полосе. Но при этом напечатала ряд отрицательных анонимных отзывов, тем самым в очередной раз выставляя Пермский театр оперы и балета в негативном свете.
Но что-то должно прекратить этот поток желчи и ханжеских атак!
Мы благодарим редакцию газеты «Новый компаньон» за то, что она пошла нам навстречу и, придерживаясь правила объективного ведения диалога, опубликовала другую точку зрению на проблему.
«Возможность наслаждаться творчеством звёзд дорогого стоит»
Андрей Колесников, ректор Пермского государственного педагогического университета:
“Опубликованное в газете «Звезда» открытое письмо пермских деятелей культуры вызвало глубокое недоумение среди тех, кто также внимательно следит за жизнью Пермского театра оперы и балета и вместе с ним проживает все ключевые события. Как и многие пермяки, я выражаю альтернативную позицию и готов выступать в защиту театра и его руководства.
В Пермском театре оперы и балета — новая эпоха. Я совершенно не боюсь этих слов, потому что аналогов тому, что происходит сейчас в оперном, не припомню с 1970‑х годов, когда в театр пришёл балетмейстер Николай Боярчиков и на пермской сцене появились сразу несколько ярких солисток. Тогда случился взрыв интереса к балету, люди толпились у театра, на спектаклях стояли в проходах, и все только об этом говорили.
Сейчас театр получил руководителей, дирижёра Теодора Курентзиса и группу его единомышленников, которые привнесли новое в театральную жизнь города. На сцене оперного стали появляться постановки мирового уровня. Да, они не так часто случаются. Да, их подготовка требует времени. Да, они дороги. Зато в результате получаются спектакли, способные украсить любую, самую престижную сцену мира. Мне это нравится. На мой взгляд, лучше несколько шедевров в год, чем полная афиша повторяющихся спектаклей.
Многие спектакли, которые ставятся в Перми сейчас, привлекают звёзд мирового уровня. Эти люди никогда не попали бы в наш город. Наши зрители никогда не услышали бы вживую их голоса и их виртуозное исполнение музыки, ведь артисты такого высокого класса не стали бы петь или играть в рядовых спектаклях. Возможность наслаждаться творчеством звёзд мировой оперы и симфонической музыки — это, по-моему, дорогого стоит. И это — заслуга художественного руководства театра.
И хотя пермский культурный проект несколько потускнел в последнее время, Пермь остаётся точкой притяжения для ярких и талантливых артистов, важным городом на мировой культурной карте — благодаря Пермскому театру оперы и балета. И если Пермь хочет и дальше развиваться как культурный центр, известный в стране и в мире, то оперный театр на его нынешнем пути развития нужно всячески поддерживать.
Почему это нравится не всем? Вопрос философский. И в искусстве, и в науке, которая мне ближе, всегда существуют «высокое ремесло» — профессиональное, мастерское воспроизведение образцов и «гениальные прорывы» — что-то беспрецедентно новое, экспериментальное.
Экспериментами было в своё время и то, что сейчас считается классикой. В первые дни своего существования такие произведения нередко были порицаемы и осуждаемы. Оперы Моцарта не ставили, потому что их считали вульгарными. Импрессионисты, чьи творения сейчас стоят миллионы долларов, не могли расплатиться своими картинами за обед. Настоящий артист — неважно, художник или музыкант — экспериментирует, ищет новые формы выразительности. И никто не знает, какие из его работ станут шедеврами мирового искусства — судить об этом не нам, а нашим потомкам. Вся история искусств и науки отмечена такими примерами, удивляться тут нечему. И в Перми, на мой взгляд, сейчас именно это мы и наблюдаем.
«В этом театре не пахнет нафталином»
Галина Янковская, профессор кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета:
“Я уважаю право на свою точку зрения тех достойных людей, что, болея всей душой за Пермский театр оперы и балета, пишут публичные письма, шельмующие Теодора Курентзиса. И категорически не приемлю стиль, тон, аргументы критиков его нового художественного курса. Слишком много в этой критике дешёвого популизма, передёргиваний фактов и голословных фраз. Слишком часто забота «о деньгах налогоплательщиков» — лишь зеркало нетерпимости и нежелания принять очевидное: в пермском театре не пахнет нафталином. Это живой, амбициозный, отчаянно смелый, доброжелательный по отношению к своему зрителю театр, в истории которого время Курентзиса — одно из ярчайших.
Особо озабоченным вопросами госзадания театра рекомендую посетить официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Возможно, многие претензии отпадут сами собой.
«Творческий процесс не призван ублажать чьё-то мировоззрение, он необходим для рефлексии»
Денис Корнеевский, основатель независимого книжного магазина «Пиотровский»:
“Письмо, опубликованное в «Звезде», являет собой образец соц-арта и звучит как старая заезженная пластинка: искусство должно принадлежать народу. Всё так, но к 2014 году народность, идейность и конкретность как составляющие соцреализма уже давно отжили свой век и вряд ли чем-то могут помочь художнику сегодня.
Искусство — это постоянный поиск и эксперимент, без которого невозможно представить движение вперёд. Творческий процесс не призван ублажать чьё-то мировоззрение, он необходим для рефлексии, он должен давать возможность соглашаться или не соглашаться с автором, спорить с ним. И, судя по злобному письму, театр прекрасно справляется с этой задачей.
«Проекты театра иногда спорны, однако в искусстве без этого нельзя»
Галина Володина, директор Пермского кампуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
“Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса стал заметным явлением не только в России, но и в мире. Гастролей нашего театра, его коллективов с нетерпением ждут в Великобритании, Франции, Германии. О спектаклях и концертах театра в восторженных тонах пишут критики в ведущих газетах и журналах мира, которые славятся своей едкостью и принципиальностью.
Признанием творческих заслуг Теодора стал контракт со звукозаписывающей компанией Sony Classical. В Пермь приезжают представители ведущих музыкальных каналов, чтобы снимать фильмы о Теодоре, оперном театре, городе Перми. Теодор — желанный гость на знаменитом французском телеканале Mezzo. Художественный руководитель театра провёл рестайлинг театра. Сегодня здесь выступают звёзды первой величины. Их легко можно встретить в кафе и ресторанчиках Перми. В театр начинает возвращаться молодёжь. Оперный театр конкурентоспособен, привлекателен. Его проекты иногда спорны, однако в искусстве без этого нельзя.
Кроме того, театр демонстрирует беспрецедентную открытость образовательным учреждениям города. Достаточно рассмотреть кейс НИУ ВШЭ-Пермь.
Ведущие музыканты театра проводят занятия со студентами социально-гуманитарного факультета. Например, Артемий Савченко, артист оркестра MusicAeterna, помог организовать широко востребованный клуб «Музыкальная шкатулка» в «Вышке». Молодые и талантливые музыканты регулярно устраивают концерты в нашем университете. Анастасия Егорова, артистка хора MusicAeterna, руководит студенческим хором «Вышки» и за короткое время вывела его на достойный уровень. Наш университет и оперный театр не просто партнёры, нас связывают дружба и эстетические принципы.
«В любом театре нужен эксперимент. Особенно в академическом»
Вадим Зубков, арт-директор галереи «Марис‑Арт»:
“Признаюсь честно, я не являлся поклонником Теодора Курентзиса. У меня к нему, как к «варягу», было предвзятое отношение и завышенные требования.
Зачастую мы начинаем формировать о ком-то мнение, опираясь на посторонние отзывы. Это крайне неправильно и вредно. Но такова природа социума (Пермь не исключение). Посетив несколько оперных и концертных премьер, я был приятно удивлён тем высочайшим уровнем исполнительского искусства, которого добивается Курентзис от оркестра.
Я думаю, что такому оркестру, который сейчас есть в пермской опере, может позавидовать любой театр. Можно спорить о трактовках того или иного произведения, но, безусловно, это делается очень талантливо.
С приходом Теодора Курензиса «театральный эксперимент» в пермской опере, к слову, начатый ещё Георгием Исаакяном, получил своё логическое развитие. Хотим мы этого или нет, но на смену традиционному репертуарному театру приходит stagione. И в этом нет ничего ужасного. Театр — живой организм. Он должен меняться и «подстраиваться» под запросы времени. Но подстраиваться не в смысле «Чего изволите?», а в том, чтобы держать зрителя в постоянном эстетическом напряжении.
Почему-то многие забыли, что лучшие образцы «советского репертуара» были яркими, дерзкими, новаторскими: «Легенда о любви» и «Спартак» в балете, «Огненный ангел» и «Пена дней» в опере…
В любом театре нужен эксперимент. Особенно в академическом. Академический не значит «музейный». Академический значит «высочайший художественный уровень». В любом случае, критерии оценки произведения будут прежними: талантливо или бездарно, новый театральный язык или «повторение пройденного», с чувством меры и вкусом или пошлятина.
За несколько последних лет, что бы ни говорили «оппоненты», интерес к пермской опере значительно вырос. И я говорю не только о богемной публике из столиц. Пермяки, посещающие оперный на протяжении многих лет, говорят о том, что с приходом Теодора Курентзиса пермский театр «вырос». Удивительно, что это отмечают люди, которым хорошо за 50. И я готов разделить их восторги, особенно в музыкальной составляющей.
Я также приветствую привлечение «иностранных специалистов». Уж где-где, а в опере «интернационал» — дело привычное и дающее, как правило, хорошие результаты. Конечно, хотелось бы видеть на подмостках и «отечественного производителя», но не в ущерб качеству.
Если говорить о движении вперёд, то, на мой взгляд, «Носферату» — постановка на грани с гениальностью. В этой работе театр не просто «шагнул вперёд», а «прыгнул выше головы». Лично я — за такой поиск.
Когда я критикую Курентзиса, мои vis-a-vis говорят: «Вам хорошо! Вы можете сравнивать с тем, что происходит за пределами Перми и России». А ведь и правда: я сравниваю Теодора с Даниэлем Баренбоймом, Альдо Чеккато, Риккардо Мути, и он им не уступает. Просто к «своим» у нас всегда завышенные требования
Я точно знаю одно: достижения и место Курентзиса в «пермской оперной революции» мы сможем оценить только постфактум. Сейчас Теодора боготворят или ненавидят (и для того, и для другого есть как объективные, так и субъективные причины), но масштабы утраты такой фигуры, как он, Пермь сможет оценить лишь только, если он уедет.
«В пермском театре существует замечательная традиция постановки опер современных композиторов, подчас впервые в России»
Игорь Машуков, председатель правления Пермского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России»:
“Считаю положительным фактом, что Пермский академический театр оперы и балета делает заказы современным отечественным композиторам. Кроме опер «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского и «Носферату» Дмитрия Курляндского, это ещё и детские музыкальные спектакли Дмитрия Батина, а также балет «Геревень» Владимира Николаева, задуманный как своеобразная пара «Свадебке» Стравинского.
В пермском театре существует также замечательная традиция постановки опер современных композиторов, подчас впервые в России. Вспоминаются «Пена дней» Денисова (опера, оказавшая большое влияние на современную отечественную музыку), «Лолита» Щедрина, «Бестиарий» Щетинского, Medeamaterial Дюсапена.
Оркестром театра часто исполняется новейшая симфоническая музыка, в том числе и пермских авторов. В частности, 10 сентября Большой симфонический оркестр театра сыграет новые сочинения композиторов из Перми.
«Если уедет Теодор Курентзис, Пермь многое потеряет»
Раиса Зобачева, директор пермской гимназии №11 им. С. П. Дягилева:
“Я не пропускаю ни одной премьеры в Пермском театре оперы и балета, и всё, что я видела, — я приняла, даже «Носферату». По-моему, это спектакль, который действует на подсознание, на те глубинные процессы, изучение которых и позволяет лучше понять человека. У меня не было отвращения ни к звукам — я услышала музыку, ни к оформлению — я увидела действо, поняла смысл. Хотя я лично знаю тех, кто отрицательно отозвался об этой экспериментальной постановке, я не считаю себя вправе оценивать её — я не член экспертного совета «Золотой маски» и не критик.
Я пермячка, которая всю свою жизнь прожила рядом с оперным театром, с детства ходила на спектакли, помню всех солистов оперы и балета, знаю театр, люблю его. Я вижу, как работают музыканты нынешней Оперы. Когда в Доме Дягилева они репетировали Чайковского или Малера, то могли работать всю ночь, потому что искусство для них значит больше, чем они сами. Я видела это отчаянное служение Музыке. Это, на мой взгляд, гениальный труд. Это такое исполнение, которое не в каждой мировой столице услышишь. И если представить на минуту, что уедут такие музыканты, уедет Теодор Курентзис, — Пермь многое потеряет.
Вокруг артистов, которые несут новое, конфликты нередки. По всем теориям, конфликты должны приводить к какому-то изменению, движению. Хочу надеяться, в нашем случае это будут изменения к лучшему, движение по пути развития.
«Оперный является средоточием высокого искусства и интеллектуальных исканий»
Андрей Борисов, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского кампуса НИУ «Высшая школа экономики»:
“Пермский театр оперы и балета — музыкальный оплот региона, одно из его главных культурных достояний. Это аксиома! Аксиомой является также и то, что в последнее время театр со своими коллективами обрёл значимое место не только в российском, но и в международном музыкально-театральном пространстве. А надо сказать, что пространство это весьма и весьма конкурентно, оно не терпит слабаков.
Все постановки оперных спектаклей являются резонансными, в основном со знаком «плюс». Ведущие критики не только нашей Отчизны, но и европейских и североамериканских изданий считают важным высказаться о художественной продукции Пермского театра оперы и балета. Это беспрецедентный случай в российской практике. До этого интерес вызывали только Большой и Мариинский театры.
Одна из ведущих звукозаписывающих компаний мира Sony Classical сделала, казалось бы, невозможное: диск, записанный в Пермском театре оперы и балета, можно встретить во всех музыкальных магазинах мира — от Нью-Йорка и Лондона до Пекина и Токио.
Оперный является средоточием высокого искусства и интеллектуальных исканий. Здесь запросто можно встретить артистов с мировой известностью, которые поднимают стандарты исполнительского мастерства, экзистенциально заряжают жителей города и просто общаются с ними за рамками театра. Здесь запросто можно встретить и столичную профессуру, которая специально приезжает в Пермь на спектакли. Неслучайно лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин первым пунктом своей культурной программы в Перми назвал театр оперы и балета.
В театр потянулась молодёжь, он стал привлекательным и заряжающим местом. Театр разделил ответственность вместе с филармонией за продвижение камерной и симфонической музыки в Пермском крае. Что уж говорить о многочисленных благотворительных концертах, открытости партнёрам из образовательных учреждений, причём не только музыкального профиля. В значительной степени это заслуга художественного руководителя — Теодора Курентзиса. Он с неиссякаемой энергией, неистовством, талантом и верой превращает наш театр в уникальный феномен, который постепенно становится законодателем мод в мире.
С интерпретациями Курентзиса можно соглашаться или не соглашаться, но игнорировать их нельзя. Курентзис не ищет лёгких путей, он смело идёт на эксперименты, рискуя столкнуться с непониманием части публики. Но он всегда уважает зрителя, и тот, похоже, отвечает ему не просто взаимностью, а глубокой симпатией и даже любовью.
Для меня всегда «прорывными» спектаклями были те, что вызывали полярные оценки: 50% — «за»; 50% — «против». Значит, они точно заслуживают пристального внимания и вслушивания. Такие премьеры в предыдущем сезоне были.
Мало кто обратил внимание на тот факт, что совсем недавно театр опубликовал полную афишу на сезон 2014/2015. Могу представить, каких усилий её формирование потребовало от коллектива театра. Это знак высокого качества работы и соответствия лучшим мировым стандартам.