
«Большой балет» – главный проект телесезона. В эфир выходит уже пятая программа.
Участники представляют сольные номера. Возможно, это самое сложное испытание для танцовщиков. Члены жюри оценивают индивидуальное исполнение, суммируя результат пары в общую оценку. Высший балл на двоих – восемь. Кто окажется лидером, можно узнать в субботу, в 20:30.
Сразу два новых члена жюри – руководитель балета Национальной оперы «Эстония» Тоомас Эдур и легендарный «Спартак» Большого – Владимир Васильев. Присутствие последнего мобилизует не только участников, но и членов жюри.
«Классический танцовщик не должен это танцевать по-классически»,
– эмоционально говорит участникам член жюри проекта «Большой проект», народный артист СССР Владимир Васильев.
В пятой программе хрупкое равновесие нарушено. Пары разбиты. Теперь на сцене каждый, хоть и отвечает сам за себя, но не выпускает из поля зрения партнера. Катю Булгутову задевает не критика в адрес ее Одиллии, а заниженная, по ее мнению, оценка номера Юры Кудрявцева.
«Мне обидно за Юру, потому что на полу, который шевелится буквально, никто из участников больше не работает»,
– объясняет участница проекта «Большой балет» Екатерина Булгутова.
Виктор Лебедев наблюдает из-за кулис за мазуркой Насти Соболевой и готов поспорить даже с Владимиром Васильевым, который с пристрастием оценивает это выступление. И понятно почему. Номер, сделанный Касьяном Голейзовским на Екатерину Максимову, рождался на глазах Васильева.
«Мы все время забываем, что мы не под музыку танцуем, не за ней идем, а сливаемся с ней,
– подчеркивает Владимир Васильев.
Должны сливаться».
Самому Виктору не очень комфортно танцевать одному. Но в этом он признается только, отработав вариацию из «Большого классического па».
«Одному сложнее выйти станцевать, нежели в дуэте,
– говорит танцор.
Потому что, когда я касаюсь прекрасной руки своей партнерши, я понимаю, что все будет хорошо. А когда ты стоишь один, немного больше волнуешься».
Участники должны показать не только технику – артистизм, выразительность – все свои сильные стороны. У членов жюри свой взгляд. С ними не поспоришь, каждый – звезда мирового класса, а потому жесткую критику японская пара Мидори Тэрада и Коя Окава, восприняли со стойкостью самураев.
«Вы остаетесь все на том же уровне,
– не щадит танцовщиков член жюри проекта «Большой балет» Брижит Лефевр.
Это очень поражает со стороны качества, но не трогает сердце».
И только за кулисами Мидори дала волю слезам.
Под прицелом жюри пермская пара – Инна Билаш и Никита Четвериков. У нее – вариация Эсмеральды с бубном. У него – Зигфрид из «Лебединого озера» – первая главная партия, которую Никита станцевал в театре.
«Это было для вас как легкая прогулка, хотя и с огромным количеством бешеных, сложных элементов. Ваши пируэты были практически поэтичными, приятно было на это смотреть»,
– констатировала Брижит Лефевр.
Впрочем, арбитры не всегда единодушны. У Сяо Сухуа – другое мнение:
«Мышцы должны быть музыкальны, не уши, а мышцы. Мне не хватает каких-то акцентов».
Не обошлось и без форс-мажора. Солист Мариинки Эрнест Латыпов получил травму пальца еще на предыдущей программе. Значения не придал, а зря. Теперь решает – остаться в проекте или уйти. Но пока, как истинный тореро, держит удар – танцует соло Хозе Ролана Пети. Его партнерша Надежда Батоева выбрала этрусский танец – самый чувственный в балете Якобсона «Спартак».
«У Нади не хватало как раз вот этой тонкости, женственности, сексуальности»,
– отмечает Владимир Васильев.
Еще одна пара из Мариинки. Рената Шакирова только закончила Вагановку, и это ее первый сезон в театре. Кимин Ким взял не один Гран-при на международных конкурсах. Они на равных, хотя как пара формируются здесь и сейчас.
Смогут ли перетанцевать конкурентов из Петербурга солисты Большого – Дарья Хохлова и Игорь Цвирко – покажет пятая программа «Большого балета».