Еще при жизни он приобрел мировую популярность благодаря своей музыке к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука.
Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота – автор ряда опер, балетов, симфоний и камерных произведений.
В декабре прошлого года исполнилось 100 лет со дня рождения композитора. Этой дате Большой симфонический оркестр имени Чайковского посвятил свой концерт.
Уже три десятилетия словосочетание «репетиция оркестра» ассоциируется не только с тем, что происходит в данный момент на сцене, но и с фильмом Феллини. И, соответственно, музыкой Нино Рота.
На протяжении 27 лет Нино Рота писал для Феллини, создавая музыкальный антураж картины, и, главное, неповторимую атмосферу каждого фильма. Да и сама по себе музыка Нино Рота хороша, что еще раз подтвердил этот концерт.
Знаменитые мелодии из знаменитого фильма Феллини «Дорога» зажили своей жизнью в самых престижных академических музыкальных залах.
«У Нино Рота фантастически точное понимание картинки. Абсолютное совпадение его музыки с тем, что происходит на экране. Это крупный композитор, прекрасно владеющий оркестровым письмом. По мастерству я могу его сравнить с Прокофьевым. И, кстати, он писал не только для кино. У него есть прекрасные сочинения для оркестра»,
– считает дирижер из Австрии Гюнтер Нойхольд.
Одно из них – «Фортепианный концерт До мажор», один из трех, написанных композитором, прозвучал в Большом зале консерватории. Одно то, что этот концерт Нино Рота писал для знаменитого итальянского пианиста Артуро-Бенедетти Микеланджели, говорит о статусе композитора. Правда, Микеланджели концерт не сыграл.
«Это не его концерт. Микеланджели – интроверт, а концерт открытый, поэтичный ироничный»,
– говорит пианист Александр Гиндин.
Первым исполнителем стал франко-итальянский пианист Альдо Чикколини. А в этот вечер Концерт пополнил репертуар Александра Гиндина. Это не первое обращение пианиста к музыке Нино Рота.
«В прошлом году играл «Трио» Рота. Он был страшно плодовитый. Был ярым вундеркиндом, премии получал. Первую ораторию в семь лет сочинил. Рано начал сочинять, много, успешно. Богом дано»,
– рассказывает пианист.
Сочинения Нино Рота, написанные в академических жанрах, уступают по популярности кино-опусам. Но сам композитор считал разделение музыки на легкую и серьезную искусственным.
«Понятие легкости существует только для слушателя музыки, но не для творца»,
– говорил он.
Новости культуры