Пока россияне отмечают Новый год и Рождество, Большой театр вовсю работает.
Кроме своей московской сцены, где чуть ли не ежедневно идет аншлаговый «Щелкунчик», он занял Гранд-опера в Париже и “Ла Скала” в Милане. В Париж отправилась часть балетной труппы во главе с примой Большого театра и депутатом Госдумы Светланой Захаровой, а в Милан – оркестр под управлением дирижера Александра Ведерникова и солисты оперы.
Выступления в Италии пройдут в течение нескольких дней, во Франции – почти целый месяц.
С парижской Гранд-опера и миланским “Ла Скала” у Большого театра многовековые, можно сказать, родственные отношения. Большинство известных певцов эпохи расцвета Большого стажировались в “Ла Скала”, академии бельканто, а главным художником миланского театра долгие десятилетия был Николай Бенуа – сын основателя «Мира искусства» и участника «Русских сезонов» Дягилева.
В Гранд-опера Юрий Григорович ставил своего «Ивана Грозного» и «Ромео и Джульетту», открыв многих артистов, которые впоследствии стали знаменитыми. А избранные русские актеры – Наталия Бессмертнова, Юрий Владимиров, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе и Светлана Захарова – удостаивались персональных приглашений для участия в спектаклях парижского театра.
Гастроли Большого открылись «Корсаром» – балетом о морских пиратах, где героиня, в одной из сцен переодетая разбойником, кричит: «На абордаж!» Это последнее произведение любимого во Франции композитора Адольфа Адана – автора «Жизели», которая считается вершиной балетного романтизма. «Корсар», появившийся в Парижской опере в 1856 году, пережил множество трансформаций.
Самые значительные из них произвел французский танцовщик и балетмейстер Мариус Петипа, который полвека проработал в Петербурге и создал русский классический балет. Роль Конрада в «Корсаре» была лучшей в репертуаре Петипа.
В 1858 году именно в этой роли он встретился на петербургской сцене с Жюлем Перро – создателем танцев в «Жизели» Адана. Перро возобновил «Корсара» для своего бенефиса и сам исполнял Сеида-пашу.
В роли Конрада Мариус Петипа попрощался со сценой как танцовщик, а впоследствии сочинил блестящие классические ансамбли в своих петербургских постановках «Корсара». Эти эпизоды, которые так или иначе сохранялись во всех последующих версиях «Корсара», и являются основой спектакля Большого театра.
По количеству классических танцев «Корсар» превосходит едва ли не весь небогатый в этом сезоне балетный репертуар Гранд-опера. Не удивительно, что премьера встречена восторженными отзывами вроде такого:
«На небосклоне, усеянном звездами, Светлана Захарова заставляет в полной мере ощутить свой собственный яркий блеск».
Кроме Захаровой роль главной героини исполнят Светлана Лунькина и Мария Александрова.
Второе событие гастролей – легендарный «Спартак» Юрия Григоровича. Спартака сыграет знаменитый кубинец Карлос Акоста, покоривший в этой роли московскую и лондонскую публику. Его парижские спектакли будут записаны на DVD. И еще одно событие состоится в программе вечера хореографии, составленной из одноактных «Игры в карты» на музыку Стравинского, «Пиковой дамы» на музыку Чайковского и картины «Тени» из балета Мариуса Петипа «Баядерка».
В «Тенях» – вершине академической классики – в Париже вновь будет блистать Надежда Грачева, последняя ученица Галины Улановой. В прошлом сезоне Грачева благополучно стала мамой, а в этом успешно вернулась на сцену.
Концерты в “Ла Скала” проходят в рамках обменов, предусмотренных соглашением о сотрудничестве, которое подписали генеральные директора обоих театров. Ответный визит артистов “Ла Скала” в Москву будет приурочен к открытию Основной сцены Большого театра. Российские музыканты на сей раз сыграют в Милане “Франческу да Римини” Чайковского, Рапсодию на тему Паганини Рахманинова (солист – Николай Луганский, который в мае 2008 года исполнит с оркестром Большого театра все произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром), а также кантату Прокофьева «Александр Невский».
Ярослав Седов, “Газета”