Пластику участников хора в обычной оперной постановке редко можно назвать богатой. Большинство и не стремится к активным действиям на сцене, но не артисты театра «Новой оперы». Специально для них был поставлен хоровой спектакль «Черное» на материале духовной музыки афроамериканцев. Его уже посмотрели эксперты Национальной театральной премии «Золотая маска».
Спиричуэлс теперь для артистов «Новой Оперы», как родная классика, причем – с любого места, в любой тональности. Они не просто споют, покажут и расскажут, как надо…
«Когда поешь такую ритмичную музыку, само собой хочется вести себя не статично»,
– признается участник спектакля Кирилл Троицкий. Задумывался проект «Черное» как лаборатория, для внутреннего пользования. Задача максимум была – раскрепостить артистов, научить свободе на сцене. На выходе получили спектакль, которым заинтересовались эксперты «Золотой маски».
«Мы использовали тренинги на раскрепощение. Мы использовали тренинги по работе с голосом и телом, соединение движения тела и движения через голос»,
– делится режиссер Алексей Вэйро.
Артисты не ожидали, что песни и гимны афроамериканцев для кого-то откроют новые возможности, а кто-то испугается и уйдет из проекта – слишком хлопотно, эмоционально и даже физически затратно петь такую музыку.
«Здесь нужно быть самим собой, нужно себя отпустить и проживать жизнь»,
– объясняет участник спектакля Владимир Стрельцов.
Работают не в зрительном зале – в театральном фойе. Забыли про обувь – весь концерт босиком, сохраняя африканскую традицию, близость к земле. В данном случае землю и сцену заменяет деревянный круг.
«Есть такое ощущение, что находишься ближе к земле и как-то с ней связан»,
– признается участник спектакля Михаил Воробьев.
И хотя из восьмидесяти двух артистов хора, в проекте чуть больше двадцати, они настолько вошли во вкус, что не мыслят себя без «Черного».
«Здесь много синкоп, мало классического вокала»,
– говорит хормейстер Юлия Сенюкова.
Соединить голос и движение с ходу не очень-то получалось, зато сейчас есть, чем гордиться. Даже родную классику они теперь поют по-другому. После «Черного» артисты заряжаются энергией на несколько месяцев. Сожалея только об одном, – спектакль редко идет в репертуаре, а зрители не всегда могут попасть на него – фойе вмещает не больше сотни человек.