20 февраля маэстро Юрий Темирканов должен был стоять у дирижерского пульта в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
Но пути самого выдающегося дирижера современности неисповедимы, и Юрий Хатуевич передвинул редкий концерт в родном городе на два вечера вперед – с пятницы на среду.
В программе 3-го концерта 1-го абонемента “Юрий Темирканов и его оркестр” выступил не только Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, но и Эстонский национальный мужской хор (художественный руководитель – Микк Юлеоя). Были исполнены: Гайдн. Симфония № 94 “Сюрприз”; Шостакович. Симфония № 13 для солиста, хора басов и оркестра.
А накануне выступления Юрий Хатуевич принял из рук известного скрипача Сергея Крылова уникальную скрипку работы мастера русско-сирийского происхождения, уроженца Петербурга Габриэля Жебрана Якуба. Инструмент изготовлен в наступившем 2015 году, и, понятное дело, скрипка (использованы итальянская ель классическая и боснийский клен 25-летней выдержки) еще “неразыгранная”. Настоящий звук ее можно будет услышать примерно через год.
“А пружина этой скрипки (так называется деревянная планка внутри инструмента) и вовсе сделана из старинного дерева из здания Сената и Синода. И этому материалу два столетия… И это такое счастье – заложить в современный инструмент кусочек старого Санкт-Петербурга”,
– поделился секретом фирмы мастер.
Скрипач Сергей Крылов знаком с тонкостями построения струнных инструментов с детства (он – сын выдающегося скрипичного мастера Александра Алексеевича Крылова). И вот он преподнес в дар старейшему симфоническому оркестру России уникальную скрипку, на которой с удовольствием играл бы и сам.
Работы скрипичного кудесника Габриэля Жебрана Якуба – их около двухсот – уже высоко оценили ведущие музыканты наших дней: Владимир Спиваков, Гидон Кремер, Миша Майский, Наталия Гутман и другие.
На созданных мастером скрипках, альтах и виолончелях играют в лучших оркестрах мира. Многие авторитетные музыканты утверждают, что современные, правильно “разыгранные” скрипки звучат не только не хуже – лучше старинных инструментов. С этим мнение, кстати, согласен и Сергей Крылов.
Факт такого дарения – крайне редкий для нашего, пронизанного коммерческими мотивами времени. Не случайно на церемонии передачи инструмента в Бетховенском фойе Большого зала филармонии бесцеремонные журналисты “замучили” современного “Страдивари” и маэстро Крылова вопросом: сколько де стоит подаренная скрипка? Явно забыв поговорку про дареного коня. И настоящий петербургский интеллигент Сергей Крылов тактично ушел от ответа…
Церемония прошла с участием музыкантов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Это событие невольно навело на желание “покопаться” в истории… Выяснилось, что традиция дарения инструментов филармоническому оркестру заложена практически одновременно с основанием прославленного коллектива – уже в 1883-м, через год после создания нового состава, “Придворному музыкантскому хору” по повелению Александра III были переданы две скрипки и коллекция флейт, принадлежавшие Александру I.
Позднее в распоряжение оркестра неоднократно передавались музыкальные инструменты высочайшего класса.