В столице завершается 11-й Фестиваль новой музыки «Длинные руки».
В этом году он посвящен 60-летию со дня рождения Сергея Курёхина – идейного вдохновителя форума. Накануне в концерте-импровизации приняли участие три знаковых исполнителя авангардной музыки.
В роли приглашенной звезды была контрабасистка из Франции Жоэль Леандр, музыку для которой в свое время писал сам Джон Кейдж. К ней присоединились один из лидеров петербургской новой музыки Владимир Волков и джаз-трубач Вячеслав Гайворонский.
Концерты авангардной музыки не похожи на вечера классической – здесь все происходит свободно. Нет бабочек и строгих костюмов, не по часам начинается концерт, музыканты, будто старые друзья, собираются на джем-сейшн.
Эти музыканты против условностей, иерархий и штампов, привыкли выражаться свободно, поэтому импровизации здесь дан зеленый свет.
«Политическая и социальные несправедливости рождают во мне бунт, бунт против условностей общества. Кто ты, что ты здесь делаешь – я хочу пробудить человека, чтобы он задумался: почему это хорошо, а это – плохо? Все построено на штампах, условностях: мы носим одежду, в которой нет индивидуальности. И так во всем»,
– говорит музыкант Жоэль Леандр.
Примерно так же бунтовал когда-то Сергей Курехин. Степень беспредельности, свободы зашкаливала: такого балагана советская эстрада еще не видела – куклы, живые курицы и коровы. Он открыл для многих «фри-джаз», создал группу «Поп-механика». Как он сам говорил:
«Космический корабль, отправленный в духовный мир человека».
«Неоднозначный был человек: талантливый во всех ипостасях. Мы писали с ним пластинку. Последнюю работу он делал со мной»,
– поясняет музыкант Вячеслав Гайворонский.
Фри-джаз, благодаря Курёхину, теперь – частый гость на сценах. Его элементы – и в этой импровизации, смысл которой заложен в самом звуке: важно его услышать и прочувствовать.