Пять дней со сцены филармонии звучала музыка великого немецкого композитора, его друзей и учеников. Желающих сходить на завершающий фестивальный концерт было так много, что перед самым началом у касс филармонии собралась довольно длинная очередь.
Всё в этом зале вращается вокруг Баха, как Земля вокруг Солнца. Так говорят музыканты и зрители о фестивале.
Сергей Ткач, житель Краснодара:
«Только что говорил об этом, что, возможно, после концерта, наверное, диск куплю Баха и буду слушать. Все-таки это божественная музыка».
За 14 лет жизни фестиваля слушателям есть что вспомнить: образ композитора и его музыку представляли гости из разных стран и городов. В этом году публика получила возможность оценить мастерство скрипача из Германии Алексея Баршевича, уроженца Петербурга, и польского оркестра музыки барокко – эпохи, которую воплощает в своих произведениях сам Бах.
Виктор Бобков, директор Калининградской областной филармонии:
«Приходит много молодежи, приходит много детей, что весьма отрадно. Блеснули наши органисты, самый высочайший исполнительский уровень камерного оркестра. Мы продвигаем ту академическую культуру, которая является основой основ развития государства и общества».
Екатерина Говорова, корреспондент:
«В дни «Бахослужения» со сцены филармонии звучали концерты для скрипки с оркестром, флейта и клавесин. В день закрытия компанию Иоганну Себастьяну Баху и его знаменитой токкате и фуге ре минор составят произведения Феликса Мендельсона.
Именно автор знаменитого «свадебного марша» когда-то вернул широкому слушателю вокальные произведения Баха. Почти через 80 лет после смерти великого композитора Мендельсон исполнил «Страсти по Матфею» в лейпцигской кирхе, где когда-то служил Иоганн Себастьян Бах».
Автор идеи фестиваля, бессменный его участник, знаменитый органист Гарри Гродберг по причине болезни впервые выступить на закрытии не смог. На выручку пришел симфонический оркестр и калининградские солисты.
Мария Гаврилюк, солистка калининградской филармонии:
«Здесь много регистров того времени, его привез когда-то сюда сам Гарри Гродберг, а он большой специалист по музыке Баха. У всех органов разный характер, этот иногда своевольничает, но я считаю, что он очень хороший, по характеру хороший».
Одну из самых популярных в мире мелодий, токкату и фугу ре минор, за 300 с лишним лет адаптировали для разных инструментов: от электрогитары до баяна. Но в этом зале она пока звучала только в классическом исполнении – на органе. Это произведение в день памяти композитора традиционно закрывает «Бахослужение». Программу следующего года начинают обдумывать уже на следующий день. Музыкальный форум будет пятнадцатым, юбилейным.