Народный артист России и руководитель Калининградской областной филармонии Виктор Бобков заявил, что у него «душа болит за нашу культуру».
С артистом пообщался корреспондент «Комсомольской правды — Калининград».
— Виктор Васильевич, с какими мыслями вы подошли к 72-летию?
— Я не ощущаю груз прожитых десятилетий. Возраст – показатель количественный, но не качественный. Можно быть дохляком и в 40 лет, а можно и в 80 лет шпорами звенеть и быть бравым!
Постоянная работа и культурные события филармонии не дают зациклиться, я постоянно в движении, иногда мозги «закипают» от необходимости принять правильное решение. Я не только выхожу на сцену и дирижирую оркестром. Ко мне же приходят сотрудники и обозначают проблему. Связано ли это с финансами, юриспруденцией, правовыми делами, творческими или бытовыми – не важно. И ждут от меня решения. Подчас это требует напряжения. Филармония – хозяйство беспокойное.
— Вот в вас и заговорил хозяйственник.
— А с первого дня никто мне не прощал отходов от этой серьёзной темы. Директор филармонии – это администратор, хозяйственник. Но специфика учреждения такова, что не каждый «эффективный менеджер» поймёт устройство этой непростой человеческой организации: два оркестра, ансамбли, солисты, орган, рабочие, дворники, вахты, состояние концертного зала. Это не позволяет расслабиться и допустить традиционных пенсионных мыслей. Я всегда в напряжении.
— Что вас мотивирует сегодня?
— Мы добились значительных успехов. Наряду со многими филармониями занимаем лидирующие позиции. Доказываем, что мы — государство, нация с высочайшими культурными традициями.
Далеко не каждая страна может с нами сравниться в плане выдающихся композиторов и исполнителей. Наша передовая композиторская школа во многом предопределила культурные направления в стране и мире. Об этом нужно говорить постоянно и напоминать себе и нашим соседям.
— А кто-то забывает? Весь мир играет «Щелкунчика» Чайковского.
— Чайковский — предмет нашей гордости, самый исполняемый в мире композитор. При всей гениальности Бетховена, Моцарта, Вагнера, Верди и Россини. Отстаиваем единственно правильные позиции в борьбе влияниями и разрушающими тенденциями, которые вредят нашей культуре.
Созидать и производить может только человек высокой культуры! Для этого нужна правильно выстроенная, научно обоснованная система. В советский период это было сделано с блеском. В области культуры нужна внятная государственная политика с чётко расставленными приоритетами. Не может музыкант высочайшего уровня получать в разы меньше охранника! И мы стараемся всё сделать, чтобы быть на плаву, чтобы наши артисты жили достойно.
Надо вернуть профессии музыканта престиж и уважение. Мы об этом думаем и делаем это каждый день, исходя из возможностей, а иногда из невозможностей.
Позитивные культурные подвижки ощутимы в Калининградской области: проводятся представительные фестивали, конкурсы, другие яркие культурные события, но их должно быть в разы больше.
У нас неблагоприятная ситуация с кадрами. Весьма затруднительно укомплектовать оркестры. У нас нехватка исполнителей на гобоях, фаготах, трубах, валторнах. Музыканты вынуждены работать в нескольких местах, не потому что они такие жадные, а потому что мы их просим об этом. Многие музыканты уже пенсионного возраста и спасибо, что ещё трудятся.
— Боитесь момента, когда сменяемость не будет обеспечена?
— Он уже наступает нам на пятки, и не первый день. Мы, конечно, комплектуем за счёт приглашённых специалистов из других регионов, и к нам едут с удовольствием — репутация Калининградской филармонии очень высока.
На днях провели прослушивание вокалистов и вокалисток. Заявок было много, приехали 19 человек из Хабаровска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Москвы, Петербурга. Конкурс прошли две молодые вокалистки. Все хотят у нас работать, реализовать свой творческий потенциал, свой талант.
В этом году к нам приехал талантливый тенор – это событие. В духовой и камерный оркестр приходят новые музыканты, в том числе, приезжие. Пока держимся.
Душа болит за нашу культуру. Ну не должно быть засилья пошлости, дешёвки и всего низкопробного, что превалирует на многих площадках. Примитив и пошлость — не такое безобидное явление, как кажется обывателю. Нельзя допустить, чтобы наш человек стал примитивен, перестал читать классику, перестал ходить в музеи и выставочные залы, на концерты серьёзной музыки.
Нужен другой подход. Вдумчивый и научно обоснованный. И примеров в истории масса. Япония с её колоссальным экономическим скачком в конце XX века, с компьютерами, телевизорами, машинами. Государство, которое не могло после войны расплатиться, сделало серьезный шаг и добилось успеха. Они начали с культуры!
Китай, чья продукция сейчас у нас и на нас, и во всём мире, начал именно с культуры. Они строем водили жителей на концерты классической музыки.
Ничто так не влияет на человеческую психику, как прослушивание музыки. Это сказал Шостакович. Человек едет в маршрутке и что ему водила врубил, то он и слушает. А это влияет на сознание, предопределяет поступки и трудоспособность не только в этот день, но и в жизни вообще.
Нужен жесточайший фильтр. Да, не надо сплошных симфоний, но в сфере культуры должны работать профессионалы, а не «эффективные менеджеры».
Хорошо, что уже несколько лет существует «Пушкинская карта», учащиеся могут ходить на культурные мероприятия на льготных условиях. Филармония успешно работает с молодёжной аудиторией, но, к сожалению, не все руководители учебных заведений осознают значимость воспитательной, просветительской работы в студенческой среде.
Не буду жаловаться. У нас программа «Всей семьёй в концертный зал», по воскресеньям в 12 часов. И это одна из самых популярных программ. Активно работает программа «Молодёжная академия искусств»,
— А туристы к вам идут?
— Этим летом мы поставили рекорд, туристы приходят. И у нас не первый месяц, не первый год аншлаги. Не можем принять всех желающих.
Приезжие из Москвы и Петербурга в восторге от наших коллективов и исполнителей. Камерный оркестр всегда был брендом, а духовой оркестр находится на таком взлете, что исполняет сложнейшие произведения, с ним выступают звёзды Большого театра, Мариинки. И они потрясены исполнительским уровнем и наших солистов, и наших оркестров.
— В следующем году исполнится 20 лет как вы возглавили филармонию. Что для вас стало главным?
— Филармония из депрессивного места, а это, признаться, было, стала позитивным. Это заслуга всей команды. Важный момент – контакты с Минкультом России, региона, с Росконцертом, с Центром Ролдугина. Нас уважают, у нас высококачественные интересные концерты.
Анжелика Сапковская, “Клопс”