22 января в Московском международном Доме музыки выступят Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и Национальный филармонический оркестр России.
В программе прозвучат произведения П. Чайковского и С. Рахманинова.
«Даже у людей, далеких от религии, есть в душе пространство для религиозного чувства. Именно оно двигало композиторами во все времена, и так будет продолжаться, пока существует мир…»
– говорит Владимир Спиваков, художественный руководитель Рождественского фестиваля.
Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России ежегодно выступают на закрытии Рождественского фестиваля духовной музыки, преподнося выдающиеся произведения западноевропейских и русских мастеров.
В заключительной программе четвертого форума предстанут жемчужины русской классики, в исполнении примут участие также блистательные солисты и прославленный хор «Мастера хорового пения».
«Литургия» и «Всенощная» Чайковского по праву входят в сокровищницу отечественной хоровой музыки. Причиной их создания стало и тяготение композитора к христианским ценностям («В душу мою все больше и больше приникает свет веры… я чувствую, что все более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий… Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога…»), и его стремление «сохранить во всей неприкосновенности древние напевы», вернуть богослужебное пение к его исконным истокам, «возвратить нашей церкви ее собственность». После смерти Чайковского его духовная музыка стала исполняться также и вне храма в концертах.
Поэма Рахманинова «Колокола» – лирико-философское размышление православного композитора о жизни и смерти, переданное им через символику обрядовых колокольных звучаний.
Образ колокольного звона проходит через все творчество композитора. Однако символика и мистика, главенствующие в поэме По, занимали Рахманинова гораздо меньше, чем эмоционально насыщенные жанрово-психологические картины, рисующие этапы человеческой жизни.
«Это произведение, над которым я работал в лихорадочном возбуждении, и по сей день остается, на мой взгляд, лучшим из моих сочинений. Я посвятил «Колокола» Виллему Менгельбергу и его поразительному оркестру «Концертгебау» в Амстердаме»,
– признавался композитор своему биографу Оскару Риземану.