«Некоторые оперные певицы живут тем, что умирают на сцене – я не такая, но, когда надо, вхожу в это состояние»,
– говорит жизнелюбивая Анна Нетребко.
В Большом театре завершается неделя премьерных показов оперы Пуччини «Манон Леско». Анна Нетребко через несколько часов в последний раз на этом этапе войдёт в нужное состояние и покажет, как любит, а потом совсем не от любви умирает Манон.
Эта опера Джакомо Пуччини никогда не шла в Большом театре. Анна Нетребко никогда не пела в Большом театре, Адольф Шапиро никогда не ставил в Большом театре. Предвкушение новизны – какой театр может рассчитывать на него в начале своего 241-го сезона?
Конечно, заинтригованы были многие, и афиша спектакля, на которой малолетка играет с куколкой, не интриговала даже, а поддразнивала, особенно тех, кто знает сюжет. Не явится ли Манон в образе набоковской Лолиты? Нет, всё традиционно. Кроме декораций и костюмов.
«Не навреди». Этот принцип Гиппократа – программа-минимум для создателей новой «Манон Леско». Максимум – не только не навредить голосу Анны Нетребко, но и создать достойную его оправу.
«Когда на сцене великий артист, сам факт его нахождения на сцене становится явлением искусства. Как бы заполняет сцену, голос заполняет этот зал»,
– подчеркнул режиссер Адольф Шапиро.
Хотя прима и говорила, что ей в этой постановке «очень хорошо и удобно», на сцене сложилась довольно сложная акустическая ситуация. Так что первое в жизни выступление Анны Нетребко на сцене Большого театра прошло не без сложностей. На репетициях исполнители главных партий даже чуть охрипли.
«Нет деревянной заглушки, подзвучки, и поэтому звук не возвращается, и приходится работать вдвойне. Первые два дня это был настоящий шок»,
– поделилась певица.
Из-за сверхнасыщенного концертного графика Анны Нетребко руководство Большого театра договаривалось с певицей о сотрудничестве за несколько лет. Шедевр Пуччини прима выбрала сама. Ей эта опера дорога особенно. Пару лет назад на репетициях другой «Манон Леско» – в Риме – познакомилась с будущим мужем Юсифом Эйвазовым. В Москве реальные чувства тоже помогают воплощению сценических страстей.
«Был какой-то магический магнетизм в зале и на сцене. В последнем акте в четвёртом действии самая красивая музыка у Манон Леско – и у меня просто текли слезы из глаз. И на секундочку мне показалось, что мы действительно находимся в пустыне, и это действительно последнее мгновение жизни. Это, конечно, дорогого стоит. Спасибо тебе за это»
– обратился Юсиф Эйвазов к Анне Нетребко.
Первое выступление Анны Нетребко на сцене Большого театра состоялось во-многом благодаря банку ВТБ.
«Выступление Анны Нетребко на сцене Большого театра – это яркое событие в культурной жизни Москвы»,
– подчеркнул вице-президент Банка ВТБ Александр Ерофеев. Пресса уже назвала спектакль главной оперной премьерой сезона. Пишут, что
«Манон в исполнении Анны Нетребко не только блистательна, но и необычна».
А вот дальше начинаются разночтения: то гигантский пластиковый пупс слишком пугающ; то идея зеркала, которое отражает блеск и нищету содержанки, излишне прямолинейна; то образ Манон, как «куклы с куклой», слишком нарочит.
«Недостаточная музыкальность театрального решения, пожалуй, главное, в чем можно упрекнуть новый спектакль… Для режиссерского ему недостает концептуальной стройности и взвешенности, для ощущения простой оперной органики без концепций не хватает чистосердечия и нюансов».
Марина Райкина, «Московский комсомолец»:
«Можно только восхищаться тонкой стилистикой работы режиссера и художника, которым удалось оперу сделать динамично-напряженной… Концепция Шапиро – в отсутствии какой-либо замороченной концепции, и это производит невероятный эффект».
Встреча с Манон Леско ждет и российских телезрителей. Сейчас ведутся последние приготовления к записи.
23 октября в 21:00 телеканал «Культура» покажет новую постановку Большого театра. И каждый сможет оценить, насколько она соответствует завету Пуччини:
«Манон Жюля Массне – француженка, это пудра и менуэт; моя Манон – итальянка, то есть страсть и отчаяние».