Исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Голованова – выдающегося дирижера, композитора и пианиста.
Сложной и драматичной была история его взаимоотношений с Большим театром. Попав в опалу, он был уволен в 1928 году. Ситуация почти повторилась в 1936-м. И еще раз, незадолго до его смерти, в 1953 году. Многих отталкивала дирижерская манера Голованова, его «диктаторский» стиль работы с музыкантами.
Но нельзя не признать, что с его именем были связаны многие творческие победы Большого. В память об этом в театре состоялся концерт романсов Николая Голованова.
Перед входом в Бетховенский зал – экспозиция, посвященная Николаю Голованову. Афиши, уникальные фотографии.
Николай Голованов был из тех музыкантов, с которыми петь или играть вполсилы было нельзя, своей увлеченностью, музыкой он заражал окружающих. Готовя программу для этого концерта, солисты съездили даже в его музей, чтобы лучше понимать атмосферу, в которой жил и работал композитор. Ведь для многих из них – это первое знакомство с творческим наследием Голованова.
Солисты Большого тетра, сценический опыт за плечами не малый, главные партии в оперных спектаклях. Но в этот вечер за кулисами подбадривают друг друга, ведь у многих в этот вечер – дебют.
Солистка Большого театра Агунда Кулаева пела романсы Чайковского, Рахманинова, и концертов таких было в ее жизни немало, но никогда раньше ей не приходилось исполнять сочинения Голованова. «Его музыка, – говорит певица, – иная».
Для исполнения его романсов тщательно продумала наряд – черное платье сразу отмела, выбрала легкое, воздушное, романтическое.
«Музыка его оказалась необыкновенной, чувственной, даже, может быть, женственной, страстной, очень лиричной. Для моей души – это 100-процентное попадание»,
– говорит солистка Большого театра Агунда Кулаева.
Трогательные и глубокие романсы Голованова оказались близки и солистке Большого театра Анне Аглатовой. Готовя программу, не ограничилась лишь изучением репертуара.
«Было особенно интересно, как он жил, это не экспедиция была, но все, что смогла, подглядела, и это стало для меня основной отправной точкой, с которой я начинала работать над романсами»,
– рассказала солистка Большого театра Анна Аглатова.
А вот у Максима Пастера уже был опыт работы над произведениями Голованова, и он пел его романсы на сцене Большого театра.
«В наше время, когда мы достаточно черствые люди, очень тяжело найти что либо, что бы тронуло твою душу. Голованову – один из немногих, кому это удается»,
– считает солист Большого театра Максим Пастер.
После этого концерта солисты планируют продолжить свое знакомство с сочинениями Голованова, многие из которых до сих пор остаются неопубликованными.