Новым музыкальным руководителем Большого театра стал не дирижер, как обычно, а композитор – петербуржец Леонид Десятников. Привычная схема «главный дирижер, он же музрук» исчезла, на смену ей пришла уникальная – музрук и коллегия дирижеров.
У Большого театра появился новый музыкальный руководитель. Директор ГАБТа Анатолий Иксанов объявил во вторник, 22 сентября, что эту должность отныне занимает 53-летний петербургский композитор Леонид Десятников. Театр заключил с ним контракт до конца 2011 года.
До июля 2009 года музруком Большого почти восемь лет был Александр Ведерников. Он же был и главным дирижером театра. Теперь, после того как Ведерников разошелся во взглядах с руководством, главного дирижера в Большом театре нет, его заменяет коллегия из пяти дирижеров: Теодора Курентзиса, Владимира Юровского, Кирилла Петренко, Василия Синайского и Александра Лазарева.
«Гораздо привычнее, когда музыкальным руководителем является человек, непосредственно и постоянно связанный с творческим процессом. Недаром он, как правило, занимает еще какую-нибудь должность – главного дирижера, главного режиссера, директора…
В данном случае сложилась уникальная ситуация: музыкальный руководитель приглашен со стороны, он не является ни дирижером, ни режиссером, и творческий процесс может наблюдать, сохраняя некоторую дистанцию и отстраненность»,
– отмечает музыкальный критик Елена Чишковская.
Почти свой человек
Тем не менее Десятников для Большого театра – не случайный человек. На роль музрука Иксанов выбрал человека, с которым ему уже приходилось работать, и это был достаточно яркий опыт: Десятников написал по заказу Большого театра оперу «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина.
Это был первый заказ театра на оперу за многие годы. Достаточно провокационный сам по себе проект возник в 2002 году на фоне обвинений Сорокина в порнографии, которые выдвигали в суде и во время публичных акций активисты движения «Идущие вместе» (суд порнографии у Сорокина не нашел). Премьера оперы прошла в ГАБТе в марте 2005 года, а позднее «Дети Розенталя» получили специальную «Золотую маску».
Десятников – один из самых интересных современных композиторов, работающих в академических жанрах, который к тому же пользуется авторитетом в профессиональном сообществе, отмечает Чишковская. Эти качества плюс знание внутренней ситуации и людей, работающих в Большом, во многом объясняют выбор его кандидатуры.
Учитывая, что Десятников не будет выполнять в театре творческих функций, ему, скорее всего, «придется стать администратором-дипломатом, чтобы с утра до ночи согласовывать, регулировать, утрясать, договариваться, примирять, убеждать, склонять к компромиссу, вдохновлять», полагает критик.
Сам композитор признался, что предложение стать музруком Большого театра было «обескураживающим и неожиданным».
«Я не буду дирижировать, конечно. Я не настоящий музыкальный руководитель, но я чувствую свои обязательства перед этим театром»,
– объяснил он на пресс-конференции во вторник.
Своим чередом
Планы у Десятникова не революционные, но рациональные. По его словам, главное – «чтобы Большой работал, как нормальный музыкальный театр, где было бы много Верди, новой музыки и русской классики». Такое соотношение в репертуаре было и до Десятникова. Так что крена в сторону более авангардной музыки, которую пишет сам композитор, ждать не стоит.
Однако сотрудничество с Большим театром в качестве композитора Десятников продолжает. На весну 2011 года запланирована премьера его балета «Утраченные иллюзии», хореографию для которого поставит Алексей Ратманский, а за дирижерский пульт встанет Теодор Курентзис.
Оперетта и Чапурин в Большом
Помимо «Утраченных иллюзий» стали известны и другие спектакли, которые увидят в скором времени зрители Большого. Более того, руководство театра впервые рассказало о своих планах аж на три сезона вперед. Решения по двум из них – 2010/11 и 2011/12 – принимались уже вместе с Десятниковым.
Анатолий Иксанов сообщил, что в марте 2010 года в театре впервые состоится премьера оперетты – «Летучей мыши» Иоганна Штрауса. Этот спектакль интересен втройне: кроме новизны жанра интересно еще и то, что режиссером выступает 26-летний Василий Бархатов, уже зарекомендовавший себя в Мариинском театре, а художником по костюмам – дизайнер Игорь Чапурин.
В сезоне 2010/11 года обещают премьеру оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в постановке Кирилла Серебренникова. Это будет второй опыт режиссера в опере после «Фальстафа», который идет в Мариинском театре.
Кроме того, запланировано концертное исполнение оперы французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад». В сезоне 2011/12 года ожидается премьера оперы Рихарда Штрауса «Кавалер Розы» в постановке Стивена Лоулесса с дирижером Василием Синайским. Этот сезон, сказал Иксанов, пройдет уже в отремонтированном здании.
«Мы надеемся, что 2 октября 2011 года историческая сцена Большого театра откроется. Все наши чаяния связаны с этой датой»,
– заявил директор театра.
Екатерина Рогожникова, “Газета”