В Баку продолжается Восьмой Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Столица Азербайджана стала местом проведения смотра по инициативе самого маэстро – он родился в Баку и любил этот город. За относительно недолгий срок фестиваль приобрел статус важного культурного события в масштабах республики.
В этот раз, неделю, на лучших сценах Баку будут выступать известные музыканты и творческие коллективы из многих стран. Центр оперного пения Галины Вишневской представил оперу Леонкавалло «Паяцы».
Спокойный и размеренный Баку в эти дни – во власти фестиваля. Повсюду афиши – по ним, как по начертанному маршруту, можно найти путь к главным площадкам. Здесь это событие – каждый вечер свидание с классической музыкой. На этот раз – в Театре оперы и балета.
Бакинская опера – так называют этот театр, – наверное, самая авторитетная сцена в Азербайджане. Интересна история его создания. Он появился здесь в начале XX века благодаря русской певице Антонине Неждановой, вернее, благодаря любви к ней одного миллионера. Нежданова пробыла в Баку около месяца – пела на совсем неприглядных сценах, вроде деревянного цирка. Приехать еще раз отказалась – мол, негде выступать. Недолго думал влюбленный миллионер – всего через год здесь появился великолепный Театр оперы и балета.
В эти дни он почти круглосуточно открыт. Ранним утром начинаются репетиции, и до позднего вечера идут концерты.
Сегодня представляют оперу «Паяцы» – ее в театрах встретишь нечасто. Сложные вокальные партии доступны не каждому вокалисту. Непростая история, стирающая грань между сценой и реальной жизнью. Трагикомедия – на грани фарса.
«Все безумно рады, что была такая работа, живое соприкосновение с итальянской традицией настоящей. У нас были очень хорошие сценографы, люди, занимавшиеся движением, мы специально выписывали из Италии людей, которые знают полностью комедию дель арте»,
– рассказывает дирижер Александр Соловьев.
В основе либретто – реальная история. Однажды композитор оперы – Руджеро Леонкавалло, услышал о деле, в котором фигурировало убийство, – артист бродячей труппы, из ревности, убил жену на сцене во время представления.
«Каждый человек, каждый мужчина – ревнивец в душе, да и в музыке все очень точно написано. Есть в оркестре, есть у солистов, то есть музыка помогает созданию такого образа»,
– считает певец Сергей Поляков.
Постановку курировала Ольга Ростропович – художественный руководитель фестиваля – старшая дочь маэстро. Говорит о любви отца к Баку, к Азербайджану, его культуре. Именно здесь, спустя всего семь месяцев после смерти Мстислава Ростроповича, она открыла первый фестиваль его имени.
«Он здесь родился, когда родителей прислали сюда работать, в консерваторию бакинскую, чтобы они здесь преподавали – они были музыканты, бабушка – пианистка, дедушка – замечательный виолончелист. Их прислали сюда, провели они здесь три года, папа всегда очень любил этот город»,
– отметила художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович.
Судя по тому, как встречают фестиваль, эта любовь взаимна. Город его ждет каждый год, встречает лучших музыкантов. Восемь лет фестиваля – тому подтверждение.