В этом году исполняется 190 лет одному из красивейших парков Москвы — Александровскому саду. Здесь, с первых дней открытия, по выходным играли духовые оркестры. И вот после столетнего перерыва эта музыкальная традиция возрождена. Все лето, по воскресеньям, у стен Кремля звучали вальсы, фокстроты, танго, эстрадные хиты.
Александровский сад — не только образец паркового искусства в самом центре столицы, но и зеркало всей российской истории. Здесь и аллея городов-героев, и грот, посвященный войне 1812 года. Рядом — обелиск в честь трехсотлетия Дома Романовых. Именно на этом месте было решено возродить традицию выступления духовых оркестров.
Открыли двухчасовой концерт музыкой современника Андрея Эшпая. Продолжили — классикой. Впрочем, произведения Чайковского, Глинки и звуки Танго и Рио-Риты здесь между собой не спорят.
«Это и популярная классика, и народный жанр. Это танцевальные, песенные темы, — говорит художественный руководитель «Государственного духового оркестра России» Владимир Чугреев. — Программа — музыкальный калейдоскоп. Для всех возрастов и для всех любителей».
В XIX веке репертуар духовых оркестров — марши, вальсы и переложения симфонических произведений. Оригинальных сочинений композиторы для них практически не создавали. Триумфальный марш Джузеппе Верди один из первых написан специально для оперы «Аида». Сегодня он тоже звучит в Александровском саду в исполнении Государственного симфонического оркестра.
«Для нас было несколько неожиданно приглашение для игры на пленэре, поскольку оркестр выступает, в основном, в филармонических залах», — говорит дирижер «Государственного духового оркестра России» Андрей Колотушкин.
Но справиться с природной акустикой, кажется, получилось. Это — третий «музыкальный пленэр» оркестра (так они сами назвали свое исполнение) в этом сезоне.
«Есть редкие инструменты, которые и в зале-то не очень слышно. Такие, как гобой, флейта, поэтому есть определенные особенности, — отмечает Андрей Колотушкин. — Чуть-чуть музыкантам приходится форсировать, но я думаю, что на качество музыки это никак не повлияет».
Такая музыкально-парковая традиция, кажется, продолжит свою историю. Этим летом духовые оркестры уже звучали в парке Коломенское и на ВДНХ.
«Я воспитывался на этой культуре. Очевидно, воспитывались и мои мама, папа, дедушка с бабушкой, то есть целые поколения, — рассказывает Владимир Чугреев. — Формировалась культурная среда, связанная с парковой традицией».
Организаторы уже ищут новые площадки для выступлений в следующем году. Возможно, крупные парки обзаведутся и собственными духовыми оркестрами. А выступления этого лета уже получили самую главную оценку.