20-21 июня 2015 года на Тамбовщине состоялся IV Международный фестиваль духовых оркестров имени В. И. Агапкина.
Командовал действом главный военный дирижер России генерал-лейтенант Валерий Халилов.
Многие знают музыканта Валерия Халилова по военным парадам на Красной площади. Сегодня он гость редакции «АиФ – Тамбов».
В гармонии с ландшафтом
– Валерий Михайлович, вы не первый раз командуете парадом на Агапкинском фестивале в Тамбове. В чем особенность нынешнего праздника?
– Фестиваль посвящен 70-летию Победы, потому лейтмотив репертуаров духовых коллективов и сводного оркестра – песни военных лет. Радует, что в этом году на площади Музыки усовершенствовали условия для вечернего выступления.
Организаторы поработали со светом и звуком – все это стало лучше сочетаться с ландшафтом. Вообще здесь отличное место для проведения фестиваля. Красота Набережной придает особый шарм выступлению артистов, а зрители на холме получают некую свободу и отдохновение.
Надолго запомнится и открытие памятника композиторам Василию Агапкину и Илье Шатрову. Правильно, что в Тамбове увековечили имена двух выдающихся военных дирижеров. Считаю, что фестиваль должен носить имя и Агапкина, и Шатрова одновременно.
Здесь они раскрылись как исключительные мелодисты, написали замечательные произведения, которые знает теперь весь мир. Марш «Прощание Славянки» и вовсе стал «неофициальным» национальным гимном.
– Это так. Когда его исполняют, люди непроизвольно встают. Как вы считаете, в чем «магия»?
– Это действительно происходит по желанию – изнутри. Марш «Прощание Славянки» играл важную роль в разные годы. После гражданской войны его брали «на вооружение» и белые, и красные. Где бы ни дирижировал сам Агапкин, этот марш всегда включал в свой репертуар. А «магия» его – в мелодичности, романтизме, русском духе.
В чем сила мелодий Чайковского, Рахманинова? Прежде всего, в том, что они духовны. Думаю, что западный мир не привык к такой музыке. Им нравится, конечно, но тех возвышенных переживаний, которые рождаются в русском человеке, у них нет.
Вернулись к царским именам
– А в наш век пишут марши и вообще музыку для военных оркестров?
– Марши сейчас почти никто не пишет. Сказались всё те же 90-е… Тогда исчезло много оркестров. Ушли и композиторы, которые писали музыку для духовиков. Да и просто другая эпоха настала.
Хотя и в советские времена были перекосы: прославляли Ленина, партию. Сейчас, к счастью, можно вернуться к забытым произведениям или к первоисточникам. Возьмем, к примеру, финал увертюры Чайковского «1812 год», где в советское время вместо гимна «Боже, Царя храни», исполняли хор «Славься!». Теперь, слава Богу, играем, как задумано Чайковским.
Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы созрела новая плеяда композиторов. И к этому есть определенные предпосылки, связанные с возрождение патриотизма в нашей стране. Что касается нас, то мы не ретрограды, – академисты: играем марш Преображенского полка, которому уже 300 лет. Но он не потерял актуальности.
Почти как шахтеры
– Судя по количеству зрителей, приходящих на Агапкинские фестивали, можно сказать, что духовые оркестры несут культуру, как говорится, в народ. Невольно обращаешь внимание на то, что люди распрямляют спину, глядя на подтянутых исполнителей.
– Так оно и есть. Духовые оркестры создают определенный настрой, точнее, несут заряд положительной энергии. Кроме того, военные музыкальные коллективы это еще и срез культуры нашей армии.
Простые люди через нас видят мощь, красоту и достоинство вооруженных сил. Да и немыслимо проведение парадов и различных ритуалов без духовых оркестров – эта культура заложена уже на генном уровне. Часто чувствую во время игры необъяснимое единение зрителей и музыкантов.
Сейчас вспомнился Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», который проходит ежегодно в Москве на Красной площади. Так вот, в прошлом году, когда мы исполняли в течение нескольких дней фестиваля «Песню о Родине» Дунаевского, зрители, которых всегда набиралось не менее 7,5 тысяч человек, вставали с мест в одну и ту же секунду. Причем, каждый вечер. Как это объяснить?
Честно говоря, счастлив, что мне выпало руководить прославленным коллективом. Тем более что сегодня государство обратило внимание на духовую музыку, меняется и структура творческих коллективов.
Недавно восстановили минимальную численность оркестров, доведя до 21 человека. Замечаю, что у молодежи есть интерес работать в духовых коллективах, с удовольствием осваивают новые приемы.
– Не раз приходилось слышать, что труд духовиков приравнивается к труду шахтера. Это так?
– Абсолютно верно – во время работы мы затрачиваем столько же килокалорий, сколько каменщики или шахтеры. Это доказано. Поэтому нужно заниматься спортом, развивать свои физические возможности.
– И вы в отличной физической форме.
– Играю в футбол. Но не позволяю себе много есть. Если бы был с большим животом, меня бы давно выгнали (смеется). Профессия дирижера настолько знаковая, видимая, символичная. Нужно олицетворять собой красоту музыки, вести за собой.
– А что можете позволить для души, в свободное время?
– Порыбачить на удочку.