Во французском Нанте, столице региона Луарских земель, на фестивале La Folle Journee 1800 музыкантов за 6 дней дали 278 концертов, которые посетили 130 тысяч слушателей.
Этот фестиваль мог называться только так и не иначе: “Сумасшедшая неделя”.
Кажется, надо и впрямь быть немного не в своем уме, чтобы затеять ежегодный международный фестиваль, на котором музыка звучала бы в режиме нон-стоп, с раннего утра и до поздней ночи, одновременно в нескольких залах. И не просто музыка, а чистой воды классика в исполнении превосходных музыкантов.
Идея до гениального проста: следуя правилу французского классицизма – единству времени, действия и места – соединить исполнителей и публику, создать праздничную атмосферу и сделать главной героиней происходящего музыку. Последнее особенно важно, фестивалей, где исполнители – центр вселенной, более чем достаточно.
Место действия – Дворец конгрессов в Нанте, огромный комплекс с одиннадцатью (!) залами, каждый из которых носит имя известного писателя. Самый большой, вместимостью 2 тысячи человек – “Аудитория Достоевского”.
Среди участников – европейские симфонические оркестры и хоры, солисты и ансамбли, немало известных имен и даже звезд, например сопрано Барбара Хендрикс. Но главная героиня – все-таки музыка, и она каждый раз меняет амплуа.
В прошлом были монографические фестивали в честь Моцарта, Баха, Бетховена, в этот раз 13-я по счету La Folle Journee называется “Гармония народов” и посвящена 5 главным национальным музыкальным школам Европы, сформированным к рубежу XIX-XX веков.
Русская – и в буклете, и в программах на почетном первом месте. Звучат Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рахманинов, Стравинский. Среди российских участников: Петербургская капелла Чернушенко, Хор Московской патриархии, филармонический оркестр из Екатеринбурга.
Необычных впечатлений много: город заполнен рекламой, а залы до отказа – публикой, цены билетов демократичные, если не сказать “смешные”. В центре Дворца огромный гранд-холл, со второго этажа которого так удобно наблюдать завихрения человеческих масс, спешащих из одного зала в другой и попутно наблюдающих, как на специальном подиуме “зажигают” то наш питерский “Терем-квартет”, то ансамбль румынских цыган: фольклор – тоже в тематике фестиваля.
Или еще замечательная картинка: раннее утро (концерт начинается в 9.15!), ко Дворцу конгрессов стекаются организованные стайки школьников. Потом, слушая “Шехеразаду” Римского-Корсакова, они хлопают не только между частями, но и после каждого впечатляющего оркестрового тутти, совсем как на рок-концерте. Вообще, публика здесь чопорным академизмом не отличается, зато живая и чрезвычайно благодарная, ясно, что пришла не исполнителей судить, а музыку слушать.
Главный режиссер этого впечатляющего действа – Рене Мартен, известный во Франции продюсер, автор многих фестивалей, друг Святослава Рихтера. На La Folle Journee человек наполеоновского роста и сумасшедшей энергетики возникает то тут, то там, являясь пружиной и мотором всего происходящего.
При этом находит время для эксклюзивного интервью “Российской газете”:
— Мсье Мартен, как возникла идея вашего фестиваля и какова его цель?
— Как-то будучи на концерте рок-группы U-2 среди полного зала публики, я подумал, почему бы все эти 35 тысяч молодых людей не собрать послушать классическую музыку? Первое, что пришло в голову: концерты надо делать короткими, это важно для новичков. Второе: фестиваль должен стать праздником, и организация его в одном месте – для меня самое главное. И важно показать, что классическая музыка доступна всем слоям населения.
— Как удается держать такую низкую цену билетов?
— Условие для всех артистов – невысокий гонорар, а также огромная поддержка городских, региональных властей и частных спонсоров. Невысокая цена билетов для меня принципиальна.
— Количество слушателей возрастает от фестиваля к фестивалю?
— Наш самый первый фестиваль в 1995 году посетили 40 тысяч слушателей, сейчас эта цифра возросла более чем втрое.
— После Нанта La Folle Journee проходит в других странах, в Испании, Японии. Не собираетесь экстраполировать фестиваль в Россию?
— Этот же вопрос мне задавали Наталья Гутман, Элисо Вирсаладзе, Саша Князев, мне предлагали организовать его в Петербурге или Москве. Сейчас я изучаю этот вопрос. А как вы думаете, в России это может получиться?
— Почему бы и нет, если грамотно ко всему подойти. А что больше любит Рене Мартен на фестивале: новые имена или встречи со старыми друзьями?
— Я регулярно приглашаю молодых музыкантов, в этом году это пианист Андрей Коробейников, японские музыканты. Открытие нынешнего фестиваля – Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, он украсил программу, такого звучания Концерта Дворжака, как в исполнении Князева и этого оркестра, я не слышал давно.
И это правда. Уральский оркестр (а среди других коллективов в частности Варшавский филармонический) приглашен в качестве хэдлайнера фестиваля: играет больше всех программ и концертов, вместе с солирующим Березовским открывает и закрывает “Сумасшедшую неделю”, последний концерт телевизионный канал “Арте” транслирует на всю Европу.
И еще одно мнение, мэр Нанта, известный политический деятель Жан-Марк Эйро на вопрос “Российской газеты” о том, как изменился город и его жители благодаря фестивалю, отвечает:
“За 13 лет существования он стал его неотъемлемой частью. Его возрастающий успех создает большой экономический стимул для инвестиций и развития инфраструктуры, с образовательной точки зрения способствует совершенствованию местных музыкальных коллективов. Каждый раз La Folle Journee становится событием в жизни города”.
В интонациях политика-социалиста сквозила явная гордость, а мне показалось, что в своей концептуальной части французский фестиваль – это само воплощение советской мечты об искусстве, которое должно, как известно, принадлежать народу.
Лариса Барыкина, “Российская газета”