Третий день первого тура оказался богатым на крайне приятные впечатления.
Он принес очень много открытий как старых имен, знакомых по другим конкурсам или даже филармоническим концертам и оперным театрам, так и новых, которых, безусловно, большинство. К вечернему прослушиванию в жюри добавилась Сара Биллинхёрст, которая вошла в историю, в частности, как заместитель генерального директора по художественным вопросам в Метрополитен Опера, пост которого занимала на протяжении 20 лет.
День начался с лирического тенора — Евгения Ахмедова с романсом Неморино, а закончился каватиной Валентина из «Фауста» Гуно, исполненного на изумительном французском языке южнокорейским баритоном Хан Сын Ю. Он же покорил стильностью и грациозностью звуковедения в арии Großer Herr, o starker König из Рождественской кантаты Баха. Шквал оваций вызвало и его исполнение романса «Нет, только тот, кто знал» Чайковского. Повторюсь, что на конкурсе этого года все без исключения иностранцы показали очень высокое качество русского языка в романсах Петра Ильича.
Китайского тенора Чуаньюэ Ван оглушили многоголосным Bravo, какое не доставалось на первом туре ни одному участнику. Он начал с арии Тамино, которую в этот день исполняли неоднократно, затем спел «Снова, как прежде, один» Чайковского и завершил арией из «Ломбардцев», одной из самых ранних опер Верди — арией Оронте, которую никто в этот раз не исполнял в силу немалых сложностей.
Ослепительной вспышкой третьего дня первого тура стало выступление сопрано Светланы Москаленко, ученицы Тамары Новиченко, выпустившей из своего класса в Петербургской консерватории Анну Нетребко и Веронику Джиоеву. Светлана Москаленко сразила наповал своей виртуозностью, но отнюдь не механистической, а всецело подчиненной художественному образу. Зал словно перемещался вместе с певицей в иные измерения — сераль с похищенной Констанцей, настроенной в арии Martern aller Arten ни в коем случае не повиноваться нелюбимому турку или в Индию, к индусскому храму, чтобы послушать легенду юной жрицы Лакме — виртуознейшую арию с колокольчиками. «Колыбельная песня» Чайковского стала еще одним исполнительским шедевром, представленным Москаленко.
Сопрано Татьяна Старкова первая на этом конкурсе исполнила известную арию Гальки из одноименной оперы Станислава Монюшко, а рядом с ней показала темпераментную Фиордилиджи в арии Come scoglio из «Так поступают все» Моцарта и романс «Забыть так скоро» Чайковского. После первого тура этого конкурса вполне можно было бы собрать небольшую труппу для камерного оперного театра, поскольку «созыв» этого года оказался щедр не только на сопрано и баритонов, как обычно, а и на теноров, и на басов.
Маловато было только меццо-сопрано. Тем любопытнее было услышать Марию Гулик с арией Дидоны из «Дидоны и Энея» Перселла и арией Леоноры из «Фаворитки» Доницетти — произведений, которые до нее никто не исполнял. На вечернем прослушивании выступил еще один бас — украинец Юрий Евчук, спевший арию хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, прежде никем не заявленную. Он же не побоялся подготовить и арию Зорастро «Изида и Осирис» из «Волшебной флейты» Моцарта, в которой его с пристальным вниманием слушал немецкий бас Томас Квастхофф, как никто другой знающий секреты моцартовского стиля.
В большой программе второго тура его участникам дадут развернуться еще больше, фактически выступить в жанре одного отделения сольного концерта. Им нужно будет представить еще один романс Чайковского, не повторяя тот, который исполняли в первом туре, к этому добавится камерно-вокальный жанр романса и песни, список композиторов которых простирается от Шуберта и Глинки до Малера, де Фальи, Равеля, Прокофьева, Шостаковича и Свиридова. Очень интересно будет послушать народную песни в сопровождении рояля или a capella из страны, представляемой участником. Плюс большая ария по выбору и ария из оперы, кантаты или оратории, написанная после 1950 года.
Пресс-центр XV Международного Конкурса имени П. И. Чайковского