«Киношное» название этих заметок об очень интересном и своеобразном концерте (3 октября 2019, Концертный зал им. Чайковского, оркестр «Новая Россия», дирижёр Димитрис Ботинис. Римский-Корсаков – Шехеразада; Рихард Штраус – «Так говорил Заратустра») может несколько озадачить.
Да, может – но озадачиваться не надо: просто зеркало в данном случае – это музыка, а два лица – это два поразительно разных гениальных классиков, чья музыка прозвучала в переполненном зале при длительных аплодисментах и столь же длительных, восторженных криках «Браво!» И эта слушательская демонстрация вполне понятна, если обратиться к самому концерту.
Были исполнены две уникальные партитуры: русская и немецкая, обе знаменитые, обе – удивительной красоты, глубины, искренности, духовности, фантазийности – многого, очень многого, что властно забирает мысли и чувства слушателей. Не стану, разумеется, сравнивать, какая из двух партитур более интересна, более знаменита. Не в том смысл. Смысл в том, как она написана, о чём повествует и как сыграна.
Сразу скажу, что оба произведения в этом концерте попали в очень сильные дирижерские руки и к очень сильным и ярким оркестровым музыкантам, среди которых, заранее хочу отметить, были великолепные оркестровые солисты. Это особенно важно, ибо и у Римского-Корсакова, и у Рихарда Штрауса в исполняемых сочинениях сольные голоса из оркестра занимают значительное место и требуют филигранного мастерства (что и было на самом деле).
Важно загодя отметить ещё и то (это уже общее для обеих частей концерта), что обе партитуры программные по содержанию (что и легко, и сложно одновременно). Но маэстро и оркестр, как показал концерт, очень хорошо понимали друг друга.
При этом не могу не отметить, что порой встречались незначительные, но всё же заметные оркестровые ошибки, в которых абсолютно не был повинен дирижёр, например неожиданный всхлип первых скрипок в Штраусе, очень короткий, но заметный не идеальный по чистоте голос валторн в «Шехеразаде», ну, и ещё кое что. Но с кем не бывает – ведь, повторю,‑ партитуры очень сложные.
А вот дирижёра я бы всё-таки чуточку упрекнула: с некоторым динамическом перебором началась симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». Но, с другой стороны, такую увеличенную мощность можно (и должно?!) вполне оправдать: автор и дирижёр вводят нас в довольно непростую атмосферу – торжественную и тревожную одновременно. Более того, вступительная фраза доверена крупной меди.
Но все это не главное. Главное в том, что вся программа прозвучала отлично. Не могу отдать предпочтения ни одному из произведений программы. Убедительны, интересны, искренние и очень красивые (я бы даже сказала пленительно красивые) и сюита, и поэма
«Шехеразада» звучала 51 минуту. Темповое решение было по-хорошему современно, начиная (если говорить о Римском-Корсакове) со вступительной мрачноватой и величественной темы Шахрияра, доверенной меди. То же можно сказать и о поразительной поэтически-лирической теме Шехеразады в блистательном исполнении концертмейстера оркестра, талантливого скрипача Николая Саченко. Он солирует не только в Римском-Корсакове. Его соло в Штраусе столь же прекрасно и их хочется слушать, слушать и слушать.
Вообще, Димитрис Ботинис так построил «Шехеразаду», что не перестаешь поражаться тонкости оркестровых красок, убедительном следовании драматургии, образному богатству и точности характеристик. Хочется отметить и первоклассное звучание струнных, и выразительные и корректные tutti, и вкрапления на мгновение тромбона, трубы, объемной темы царевича Календера у фагота.
А в третьей части «Царевич и царевна» просто дух захватывает от феерической красоты, разлива нежности, любви, грации. Покоряет изящество восточных танцев, захватывает дух от фавора шумного праздника в Багдаде – предвестника трагической гибели корабля Синдбада.
Очень точно однажды заметил музыковед Артём Варгафтик, что сама Шехеразада – психолог высшей квалификации, и именно это качество знаменитой сказочницы идеально чувствуется в дирижерском и скрипичном решении.
Ботинис всегда поражает не только владением богатством оркестровых красок, но редкостной цельностью формы исполняемых произведений. То же было и на сей раз. Как хорош был апофеоз IV части и последнее затихающее звучание солирующей скрипки Николая Саченко.
Нельзя не отметить оркестровых солистов: виолончелиста Дмитрия Чеглакова, флейтистки Виктории Королевой, литавриста Андрея Зубова, соло кларнета, гобоя, искры арфы…. В общем, исполнение было на высоте.
Но, на мой взгляд, еще интереснее русской партитуры 1888 года прозвучала немецкая партитура 1896 года – симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Надо отметить, что Димитрис Ботинис определенно тяготеет к творчеству немецкого классика. Только этой осенью он исполнил «Тиля Уленшпигеля», большую сюиту вальсов из оперы «Кавалер розы» и «Дон Жуана» и готовится к «Альпийской симфонии».
Думаю, недалеко его обращение к «Домашней симфонии», к прославленному Танцу семи покрывал из оперы «Саломея», к «Смерти и просветлению». Увидим, услышим.
Теперь же был «Заратустра» философско-поэтический трактат по роману Фридриха Ницше, где автор попытался противопоставить Библии как воплощению христианского Бога свое философское кредо о сверхчеловеке. Многочисленные притчи, с которыми пророк Заратустра обращается к людям, уча их добродетели и убеждая в своем кредо – рождение сверхчеловека это и есть цель человеческой эволюции.
Необходимость идти своим уникальным путем выводит сверхчеловека за пределы категорий добра и зла. Для достижения совершенства все средства хороши. Штраус не намеревался писать «философскую музыку. Он предлагал рассматривать свою поэму как
«дань уважения к гениальности Ницше».
Эти 30 минут звучания «Заратустры» ‑ встреча с фантастической уникальной красотой, романтикой, где-то – экстатический нерв, где-то – любование природой, неизменно подчеркивающие, что главным музыкальными образами поэмы становится Человек и Природа.
Названия отдельных глав романа становятся законченной яркой картиной, которая так или иначе, но в конечном счете соединяются в единое повествование – его непременно должна отличать убедительная цельность, что, сразу скажу, идеально воплотилось в интерпретации дирижёра Ботиниса и оркестра «Новая Россия».
Тщательная выверненность всего, что заложено в партитуре – и темпов, и тембров, и особенностей красок, и сюжетами притчей, и движением всего оркестра, и мастерством отдельных солистов, некоторых из которых я уже назвала. Поскольку Штраус разворачивает прежде всего картины природы, людских переживаний, приглашений к поискам себя «нового», лирические, романтические традиции определяют многое в концертном оркестровом решении.
Ботинис ненавязчиво вводит своего слушателя в некую нервозность и импульсивность. Он подчеркивает непременную острую психологичность, даря при этом такую изумительную красоту (например, в вальсовой притче и в Танцевальной песне), что словами это наслаждение не передать. Некоторые фразы Ницше тотчас ложатся на музыку, очаровывая и увлекая человека , которому предстоит «сверхчеловеком».
«Что-то неуталенное, неутомимое есть во мне; она хочет говорить, жажда любви, есть она во мне. Она сама говорит языком любви»; («Ночная песнь»).
Или:
«Теперь ночь. Пробуждаются все песни влюбленных. Моя душа – тоже песнь влюбленного…»
ведь всё это проживает оркестр и его маэстро!
«Когда ваше сердце бьется широко и полно, как бурный поток, который есть благо и опасность для живущих на берегах, тогда зарождается ваша добродетель» (О дарящей добродетели)…
«Да послужит ваш дух, и ваша добродетель смыслу земли: ценность всех вещей да будет вновь установлена вами! Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть созидающими!»
И последняя цитата:
«Вы сегодня еще одиноки, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом! От вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный от него сверхчеловек»
Все это и многое другое могло бы быть в буклете концерта. Но оно живет и бьется в музыке. В музыке, которую с такой чистотой, честностью, хорошим нервом и потрясающей (не могу сказать иначе) красотой принес в Концертный зал имени Чайковского дирижер Димитрис Ботинис, который становится всё интереснее буквально с каждым концертом. И с тем, что «У зеркала два лица», его хочется очень серьезно поздравить, потому что такая программа встречается в концертной практике нечасто.
Забегая вперед, хочу сказать, что в феврале «Заратустру» будет играть консерваторский мастер Ботиниса Юрий Симонов. Лично я (и далеко не только я) ждут этого концерта с законным нетерпением.
Наталья Лагина