Омский академический симфонический оркестр отмечает 50-летие фестивалем «Белая симфония».
Белый свет, проходя через призму, разделяется на множество разноцветных лучей, составляющих спектр. Отсюда и название фестиваля, подчеркивающее творческую многогранность оркестра.
В канун фестиваля состоялись юбилейные гастроли коллектива. Оркестр выступил в Санкт-Петербурге – в зале Мариинского театра, в Москве – в Зале им. Чайковского, а после столиц побывал в Ижевске и Казани.
“Публика принимала нас горячо, отзывы профессионалов – восторженные.
Александр Чайковский, композитор и художественный руководитель Московской консерватории, очень хвалил оркестр за качество исполнения. Он был на репетиции и на концерте. Приходили и другие известные музыканты, отмечали европейское звучание духовых, блестящее соло валторны, игру кларнета, флейты.
Нам удалось подтвердить высокий статус оркестра, что дает нам в будущем новые возможности для гастрольной деятельности”,
– сказал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Дмитрий Васильев.
“Искушенная питерская публика кричала «Браво!». На концерт Омского симфонического трудно было попасть, билеты были все проданы. Энергетика в зале была потрясающая. Приятно было слышать от музыкантов, что оркестр находится на таком высоком уровне. А в Москве оркестр выступил еще ярче, чем в Петербурге”,
– отметила директор Омской филармонии Ирина Лапшина.
Фестиваль «Белая симфония» открылся 8 декабря 2016, через день после возвращения с гастролей. В день торжественного открытия большой группе музыкантов вручили грамоты и благодарственные письма правительства Омской области.
А на торжественном открытии фестиваля заместитель председателя правительства Омской области Владимир Компанейщиков обратился к коллективу-юбиляру с такими словами:
“50 лет – это большая дата в жизни не только человеческой, но и в жизни такого сложного организма, как оркестр. С этим оркестром готовы выступать самые знаменитые музыканты, им дирижируют самые известные дирижеры, и наш дирижер очень талантливый, интересный человек.
Фестиваль «Белая симфония» проходит под девизом «Звезды с Большим оркестром». На первом концерте фестиваля звучала музыка П. И. Чайковского. Программа была та же, что и на предъюбилейных гастролях: полонез из оперы «Евгений Онегин», концерт для скрипки с оркестром ре мажор и пятая симфония.
На гастролях скрипичный концерт с омским оркестром сыграл Никита Борисоглебский, в Омске – Федор Рудин. Федор живет во Франции, но известен омичам: в 2011 году он завоевал первую премию на Международном конкурсе скрипачей им. Юрия Янкелевича.
Федор считает, что та победа в Омске – это хороший опыт в его карьере скрипача. Он признался, что рад еще раз побывать в Сибири еще и потому, что его дед родом из Томска. Звездой вечера стал и музыкальный критик, телеведущий, дважды лауреат премии «ТЭФИ» Артем Варгафтик.
Его рассказ о произведениях перед тем, как они прозвучат, можно назвать мастер-классом для лекторов-музыковедов. Публика слушала Артема Варгафтика затаив дыхание, предвкушая встречу с шедеврами Чайковского. Критик впервые работал на сцене с Омским симфоническим и впервые выступал в Омске. Он поделился с журналистами своим впечатлением от Концертного зала:
“Омский концертный зал является предметом хотя и белой, но очень горячей зависти со стороны абсолютно всех российских оркестров и концертных организаций. Об этом говорят лет 5–6.
Когда начинаешь сравнивать, что, где и как происходит – в естественной акустике, в искусственной, с электронной подзвучкой (что возможно в наше время, но все равно является некоторым обманом слуха и зрения), понимаешь, откуда у омского оркестра достойное европейское звучание. Когда коллектив каждый день работает в таких условиях, это повышает самооценку музыкантов.
Артем Варгафтик сказал и еще об одной причине хорошей формы Омского симфонического оркестра:
“У коллектива есть возможность много и серьезно репетировать. Нет еженедельного потогонного режима: давай-давай, сейчас без репетиций сделаем еще одну программу, что-то очень эффектное, но плохо подготовленное. Когда ускоряется темп, появляется лотерея: выйдет – не выйдет. Мы это часто наблюдаем в Москве, Петербурге, не говоря о городах Европы и США.
Здесь такого не может быть и не происходит, потому что есть люди, которые отвечают за качество, и качество для них принципиально важно.
В буклете филармонии я увидел цитату знаменитого английского критика Нормана Лебрехта о том, что музыканты Siberian simfony, как в мире называют Омский симфонический оркестр, играют так, как будто от этого зависит их жизнь. В этой фразе, конечно, тонкий английский юмор и литературное преувеличение, но в шутке есть и значительная доля правды.
Звездами второго концерта фестиваля стали Сергей Мазаев и кларнетист Игорь Федоров. Лидер рок-группы «Моральный кодекс» в юности окончил музучилище им. М. М. Ипполитова-Иванова по классу кларнета. В последние годы он вернулся к исполнению классической музыки. Сергея Мазаева называют музыкальным экспериментатором, потому что он с одинаковым успехом исполняет рок, джаз и классику.
Выступление с Омским симфоническим оркестром – один из таких экспериментов. Любимец публики показал свое мастерство кларнетиста, а также исполнил хорошо известные песни из своего репертуара.
Третий вечер фестиваля оркестр посвятил детям. Прозвучала сказка с оркестром «Холодное сердце» В. Гауфа. Музыканты исполнили произведения Р. Вагнера, Г. Малера, К. Орфа, Р. Штрауса, Ф. Шуберта, Р. Шумана, а прочел сказку народный артист России Дмитрий Назаров.
Музыка плюс художественное слово не впервые звучат в Концертном зале. Омский симфонический оркестр подготовил несколько проектов с участием драматических артистов. А вчера любителей оперного пения покорили солисты Большого театра Анна Аглатова и Александр Касьянов, выступившие с оркестром.
Заключительное событие «Белой симфонии» состоится 16 декабря – это будет концерт с мультимедийным сопровождением, прозвучит музыка XXI века композиторов А. Розенблата, П. Хиндемита, К. Роуза. Оркестровый триптих «Фантасмата» Роуза будет впервые исполнен в России.
Художественный руководитель оркестра Дмитрий Васильев так сформировал программу фестиваля, чтобы в дни «Белой симфонии» разные слушатели могли насладиться разной музыкой и как можно больше омичей были причастны к торжествам по случаю 50-летия Омского симфонического оркестра.
Светлана Васильева, ИА«ОМСКРЕГИОН»