Впервые три уникальные скрипки великого итальянского мастера Гварнери дель Джезу прозвучат на одном концерте в Большом зале Московской консерватории 29 ноября 2008, сообщил в интервью владелец одного из старинных инструментов и организатор мероприятия, председатель совета Фонда инвестиционных программ Максим Викторов.
“Концерт “Посвящение Гварнери дель Джезу” – уникальное событие – впервые три великие скрипки Гварнери дель Джезу прозвучат на одном концерте.
Это будут “Изаи2” 1740 года, которая принадлежит японскому музыкальному фонду The Nippon Music Foundation, моя скрипка “Экс-Вьетан” 1741 года и “Душкин” 1742 года музыканта Пинхаса Цукермана, который и выступит на вечере”,
– рассказал Викторов. Собеседник агентства пояснил, что
“Гварнери сделал мало скрипок, в десять раз меньше, чем Страдивари, но при этом считается, что именно он достиг высочайшего мастерства. Ему отдавали предпочтение величайшие виртуозы, начиная с Паганини, который играл на его скрипке “Канноне” 1743 года”,
– уточнил собеседник агентства.
В рамках концерта музыканты исполнят увертюру Эдварда Элгара, а также концерт для скрипки и виолончели Антонио Вивальди. Старинные скрипки прозвучат в концерте Баха для двух скрипок с оркестром – первую скрипку сыграет Цукерман, а вторую – Джессика Линненбах.
Апофеозом вечера, на взгляд Викторова, станет второе отделение,
“в котором Цукерман исполнит очень трудный и редкий концерт Бетховена для скрипки с оркестром без дирижера.
Чтобы все это прозвучало вдвойне, я пригласил для сопровождения британский Королевский филармонический оркестр (Royal Philharmonic Orchestra), один из лучших оркестров мира”,
– добавил Викторов.
Одновременно, по его словам, три скрипки звучать не будут:
“это возможно сделать только в концерте Вивальди для трех скрипок с оркестром. Но это музыкальное произведение немного простовато для инструментов подобного уровня”.
Он пояснил, что суть вечера – в разгадке послания маэстро.
“В последние годы своего творчества Гварнери не совершенствовался, а генерировал замысел и воплощал его в инструменте. Сравнение звучания трех поздних инструментов, вероятно, поможет разгадать то, что хотел сказать мастер 200 с лишним лет назад, понять послание Гварнери дель Джезу”,
– уверен собеседник агентства.
Уникальные скрипки прозвучат и на следующий день – 30 ноября, на открытии “Декабрьских вечеров Святослава Рихтера” в ГМИИ им. Пушкина, где будет играть квинтет Цукермана (The Zukerman ChamberPlaybers): Пинхас Цукерман (скрипка), Джессика Линненбах (скрипка), Джетро Маркс (альт), Ашан Пиллай (альт), Аманда Форсайт (виолончель). В программе произведения Элгара, Дворжака и Брамса.
Джузеппе Гварнери дель Джезу (1698 – 1744) считается величайшим скрипичным мастером. Самые первые известные инструменты, сделанные им самостоятельно, датируются концом 1720-х годов, но только с 1731 года он начал помещать монограмму IHS (“Jesus Hominem Salvator”: Иисус – спаситель человечества), благодаря которой вошел в историю, как Гварнери “дель Джезу”.
По словам Викторова,
“эти скрипки отличаются от традиционной формы, приверженцем которой был Антонио Страдивари: у них более удлиненный корпус и вне зависимости от силы нажатия смычка они извлекают очень глубокий звук”.
Гварнери Дель Джезу достиг вершины своего мастерства в середине 1730-х годов и изготовил несколько восхитительных инструментов, в том числе “Изаи” 1740 года, “Экс-Вьетан” 1741 года и “Душкин” 1742 года, характеризуемые поразительно смелым пренебрежением условностями ремесла, уходом от традиционного вида и устройства скрипки.
Скрипка “экс-Вьетан” была приобретена Максимом Викторовым при посредничестве аукционного дома “Сотбис” в январе 2008 года.