Необычайно приятно, надеясь на хорошее, получить лучшее.
Направляясь по приглашению на Транссибирский арт-фестиваль, трудно было представить, насколько это серьёзное явление не только в региональном, но и международном масштабе, как бы громко и рекламно-плакатно это не звучало.
Вначале вас может насторожить количество концертов (70!) и географический (Ооочень транссибирский) ареал обитания фестиваля – помимо сибирских, уральских и столичных округов (Москва и Санкт-Петербург), концерты пройдут в городах Израиля, Японии и Кореи.
Но, даже находясь лишь в одном центральном пункте этого громадного музыкального форума, созданного Вадимом Репиным и Олегом Белым, в Новосибирске, сразу становится ясно, что богатырско-сибирский размах организаторов вполне соответствует их возможностям, разумеется, при главном условии – колоссальной работе.
Трудно себе представить объём этой работы – в привлечении музыкантов и деятелей смежных искусств (и в том числе мировых знаменитостей, таких как Пинхас Цукерман или Светлана Захарова), поиске и нахождении спонсоров, в координации и коммуникации с местным руководством, наконец, в приглашении и работе с российской и мировой прессой, специализированной музыкальной критикой.
Организационная слаженность, внимание к деталям и главное – высокий профессиональный уровень музыкантов и великолепные концертные площадки (хотя бы один недавно построенный, а затем дополнительно усовершенствованный Концертный зал им. Каца в Новосибирске – по акустическим характеристикам, как мне показалось, превосходящий московский БЗК; стоило бы поучиться у сибиряков грамотной, не портящей звучание реконструкции) становятся отличительной чертой нового фестиваля. Как итог – широчайший слушательский резонанс и огромный всплеск внимания среди населения к классическому искусству.
По просветительскому, общекультурному да и профессионально-художественному уровню и значению для академического музыкального искусства в России, транссибирский форум год от года приближается к крупнейшим российским музыкальным фестивалям. Громадно не только разнообразие городов-участников и площадок (особенно отрадно, что фестиваль затронул небольшие районные центры Новосибирской области – Искитим и Ордынское, таким образом следуя своей главной – просветительской – миссии, декларированной ещё на первом форуме), но и форматов выступлений участников.
Это и стандартные концерты академической симфонической и камерной музыки (была в этот раз и, к сожалению, неудачная попытка синтеза с драматическим искусством), и джазовые вечера, и необычный формат «живого саундтрека» к немому фильму (Vadim Repin and Greta Garbo in «Love»), и концерт, ставший традицией фестиваля, «Дети-детям», где на сцене филармонии выступят юные музыканты в сопровождении Молодёжного симфонического оркестра новосибирской Центральной музыкальной школы.
Но главное, что ощущаешь с самого прибытия – особенная приподнятая атмосфера, ощущение культурной значимости свершающихся событий, воодушевление среди музыкантов, меломанов и простых людей.
Весь город увешан плакатами и рекламными проспектами. Форум такого уровня для Новосибирска – статусный проект, возвышающий престиж региональных российских центров, и потому так высока степень внимания и поддержки со стороны административного руководства участвующих городов, личное попечительство со стороны губернаторов Новосибирской области и Красноярского края.
Лично меня, как приглашённого корреспондента, да и всех остальных журналистов просто поразили восхитительный приём организаторов и превосходные условия на протяжении всего пребывания, которые позволили максимально полно набраться впечатлений и разносторонне рассмотреть не только сам фестиваль, но и общественно-культурную жизнь города.
Это тёплое отношение к своему городу, к тому месту, где большими усилиями всех без исключения сотрудников фестиваля совершается музыкальное событие небывалого доселе в этих краях масштаба, стремление показать всё прекрасное, чем может по праву гордиться их Новосибирск – пример по-настоящему искреннего и отеческого отношения не безучастных к своему созидательному и высокому труду людей.
Это то, чего не хватает на многим российским и зарубежным фестивалям – чего-то большего, чем материальная составляющая и статусность – хотя и с этим в Сибири всё в порядке.
Журналистам (было много и представителей иностранной прессы) показали городские достопримечательности, рассказали об истории и значении города; мы посетили одну из лучших российских специализированных музыкальных школ, среди выпускников которой много выдающихся музыкантов, в том числе и Вадим Репин – человек, ставший музыкальным символом столицы Сибири.
Неоднократно посещая репетиции и побывав на двух концертах оркестровой музыки, могу с уверенностью сказать, что Новосибирский академический симфонический оркестр – главная ударная составляющая столицы фестиваля – пластичный и высоко-профессиональный коллектив, владеющий большим разно стилевым репертуаром, быстро ориентирующийся под управлением разных дирижёров и чутко реагирующий на их исполнительский замысел.
Особенно полнозвучно и красочно звучала струнная группа, под руководством Пиетари Инкинена – то слитая в единый мощный сибелиусовский кулак, то ведущая изящную мелодию вальса или неистово бурлящая в кульминации первой части восьмой симфонии Дворжака, и, безукоризненно чисто и прозрачно в звучании камерного состава под управлением Пинхаса Цукермана на открытии фестиваля.
Замечательно коллектив справляется и с аккомпанементом, быстро находя нужный баланс и ансамблевую слаженность с солистами.
Несмотря на то, что были небольшие технические недочёты в выстраивании кульминаций или фразировки (при почти безукоризненном звуковом интонировании), например в Первой симфонии Брамса, что частично обуславливалось небольшим количеством репетиций с незнакомым дирижёром, исполнение двойного концерта для скрипки и виолончели Вивальди (с Цукерманом в роли солиста и дирижёра и виртуознейшей Амандой Форсайт) или «Финляндии» Сибелиуса под управлением Пиетари Инкинена – это исполнения выдающиеся, достойные любого европейского зала.
Не говоря уже про Восьмую симфонию Дворжака – удивительно собранную по форме, насыщенную и взрывной славянской эмоциональностью, и элегической красотой, и несравненной лирикой, прозвучавшей в возможно одной из лучших интерпретаций молодого финского дирижёра.
Вообще, говоря об Инкинене, надо констатировать, что несмотря на его выступление в Москве, для русской публики его по-настоящему «открыл» именно Транссибирский фестиваль. Одного этого уже было бы достаточно для фестиваля, но в обширной программе заявлено ещё столько знаменательных выступлений выдающихся музыкантов, артистов и музыкальных коллективов…
Безусловно, во внимании к гостям фестиваля, детальной проработке и распланированности (в том числе и репетиционного процесса), по-европейски (а может и сверхевропейски, что подтвердил мой итальянский коллега) презентабельной подаче проявилось желание создателей и в первую очередь художественного руководителя Вадима Репина придать глубоко-художественному главному соответствующее ему достойное внешнее оформление.
Представить публике и отечественным и зарубежным корреспондентам новый (или хорошо забытый) образ человека музыки – будь то исполнителя, музыкального журналиста или просто меломана – давно утраченный и дискредитированный, почти переведённый в разряд артхаусной социологической погрешности. И это – достойнейшее начинание.
Факт создания такого творческого форума является достаточным для признания государственной ценности Транссибирского (а по-сути Сверхсибирского) арт-фестиваля даже вне зависимости от редко встречающихся неровных выступлений. Концерты можно критиковать, только когда они есть.
Александр Тлеуов, специально для ClassicalMusicNews.Ru